ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННО ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Миссия
Наши компетенции в ИТ, разработка и внедрение современных информационных решений, техническая поддержка, повышают производительность вашего труда, содействуют освоению новых знаний.

В современной эпохе цифровой трансформации бизнеса, предлагаемые нами технологии, должны являться одним из способов, инструментов для достижения ваших целей.

Стратегия
Стратегия ИТ отдела соответствует каждому пункту стратегии БМБШ ИГУ в применении информационных технологий, плюс:

  • Оптимизация затрат и издержек в области ИТ.
  • Полезность, мощность, доступность, безопасность и непрерывность предоставляемых ИТ сервисов (с).
  • ИТ в БМБШ ИГУ не формальная самоцель сотрудников ИТ отдела, но способ реализации технологических потребностей пользователя в достижении его цели.
  • Знания. Необходимость актуализации знаний ИТ отдела исходит из общей стратегии БМБШ ИГУ, способствует обозначенной миссии.
  • Доверительные отношения. Предполагают качественную работу каждого специалиста на своем месте, содействуют грамотным решениям и, как следствие, - общему развитию и успеху.

Тактика
Работу ИТ отдела характеризует сервисный подход на основе процессного управления. При этом:
  • Производится изучение информационных рисков, следствием которого являются проаткивные изменения, в виде разработки, тестирования и внедрения новых, требуемых ими актуальных проектов, при последующем анализе выгод от их применения.
  • Тренд ИТ отдела БМБШ ИГУ - от центра затрат к центру прибыли. Текущие прямые ИТ затраты института, в части технического сопровождения, разработки и внедрения информационных систем становятся меньше стоимости аналогичных услуг аутсорсинга, при том же количестве, качестве и эффективности предлагаемых ИТ сервисов.
  • Проектирование и/или внедрение информационных систем (ИС) предполагает финансовую отдачу, которая может заключаться в увеличении производительности, продаже ИТ услуг, выставлении внутренних счетов, включении цены ИТ сервисов в конечную стоимость продукта и т.п.
  • Финансовая отдача от установленных ИС, предоставления ИТ сервисов, способствует приемлемому ИТ бюджету, для своевременного обновления и внедрения новых информационных систем при наличии и требовании изменений.
  • Применение в аспекте этих инноваций, процессов управления ИТ, позволяет сократить ИТ издержки до минимума, а развитие ИТ при этом, до максимального ситуационно-возможного уровня.
  • Работа ИТ отдела должна оцениваться не по массе ИТ инфраструктуры и числу информационных систем, а по количеству и качеству предоставляемых для пользователя ИТ услуг - сервисов (сервисный подход), полученному результату от внедренных инновационных решений.

Деятельности ИТ отдела способствует перманентная разработка и ведение актуальной технической, финансовой и отчетной документации, многоуровневого каталога ИТ сервисов и аналитических журналов, так же как и изучение практик по управлению и применению информационных технологий в адаптации к БМБШ ИГУ.

Перспектива
Помимо технологической поддержки развития института, ИТ отдел БМБШ ИГУ должен содействовать общему улучшению бизнес - результатов компании и брать на себя роль информационного лидерства.

Функциональная деятельность отдела обозначена разрабатываемым каталогом ИТ услуг.

Каталог ИТ услуг информационной службы института разрабатывается на основе рекомендаций различных методик управления. При ознакомлении с открытыми источниками компаний Cleverics, ИнфраМенеджер, группы компаний аутсорсеров ''АСТРА'', сборниками расценок работ в ИТ, составленными различными министерствами и ведомствами РФ. Изучении работ, посвященных задачам управления уровнем сервиса, архитектуре предприятия. Применяется анализ и сравнение каталогов ИТ услуг высших учебных заведений.

Итогом изучения рассмотренных источников, становится продукт, использующий структуры и способы построения, наиболее соответствующие ожиданиям пользователя и применимые в условиях Байкальской международной бизнес школы.

Структура каталога ИТ сервисов по определению многоуровневая и многослойная. Один из слоев содержит информацию от непосредственного списка базовых услуг для пользователя, описания сервисов, способствующих разработке и ведению этих услуг, до детализации этих действий на уровне норм их выполнения. Второй слой содержит информацию об уровне предоставления того или иного сервиса - иначе - параметров, условий, при которых этот сервис должен быть исполнен.

В принципе число таких слоев не ограничено. От фиксации программного и аппаратного обеспечения, до процессов управления ИТ, участвующих в осуществлении сервисов, со своими параметрами и характеристиками. Но такая совокупная структура уже носит иное название.

Из всей многоуровневой системы описания ИТ сервисов, здесь предлагается их базовый перечень. Каталог ИТ услуг БМБШ ИГУ для пользователя представлен в пункте ''КАТАЛОГ ИТ СЕРВИСОВ (УСЛУГ)''.

Технологические работы можно определить, как действия, способствующие реализации и поддержке работоспособности ИТ сервисов (услуг). Это:

  • Регламентное системное обслуживание (систематические мероприятия по мониторингу, обновлениям, безопасности, резервированию, тестированию - на программном уровне),
  • Регламентное техническое обслуживание (систематическая профилактика, тестирование, ремонт оборудования по результатам тестирования),
  • Обеспечение запросов на обслуживание (плановая работа с пользователями по запросам, не связанным с нарушениями работы сервисов - инцидентами и проблемами),
  • Решение пользовательских (технических) инцидентов и проблем (системное и техническое обслуживание вне регламента по запросу пользователя или результатам мониторинга).
  • Решение внутрисетевых, серверных, непользовательских (профессиональных) инцидентов и проблем (системное и техническое обслуживание вне регламента при возникновении инцидента или результатам мониторинга).
  • Разработка, внедрение новых и модернизация существующих ИТ сервисов.
Отдельным пунктом дано описание работ, связанных с операционной деятельностью (управление ИТ отделом; коммуникационное и техническое взаимодействие с внутренними подразделениями, включая руководство института; взаимодействие с внешними поставщиками и заказчиками; учет информационной инфраструктуры; анализ требований на изменения; планирование; ИТ бюджетирование; инновационные, перспективные предложения). Иначе - разработка и выполнение стратегических и тактических решений в ИТ сфере.

Кроме основной обязанности по поддержке развития учебного и производственного процесса в функциональном и технологическом аспекте, сотрудниками отдела ИТР осуществляется операционная деятельность:

Разработка операционной стратегии.

  • Анализ информационной архитектуры предприятия.
  • Изучение требований к работе информационных систем в соответствии с текущими окружающими условиями и потребностями, внутренними и внешними источниками ИТ.
  • Прогнозирование изменения этих условий для выработки дополнительных инноваций и рекомендаций при совместной работе с администрацией БМБШ.
Технологическое и производственное планирование.
  • Разработка мероприятий по приобретению лицензионного программного обеспечения, оборудования, комплектующих, расходных материалов и услуг у поставщиков в соответствие законодательству.
  • ИТ бюджетирование.
  • Создание инновационных проектов при возможном участии вешних провайдеров услуг.
Управление мощностями.
  • Мониторинг деятельности предприятия при использовании ИТ.
  • Изменения конфигурации оборудования и/или программного обеспечения.
  • Управление инновационными разработками в плане регулирования издержек предприятия на ИТ.
  • Управление инновационными разработками в плане развития предприятия и уровня зрелости ИТ.
  • Учет и контроль движения материально - технических средств. От внедрения информационных систем до архивирования или утилизации.
Управление персоналом.
  • Реализация потенциала персонала.
  • Формирование групп по специализации обеспечения ИТ.
  • Внедрение способов взаимодействия ИТ отдела с подразделениями БМБШ. От решения инцидентов, анализа поступающих, разработки исходящих рекомендаций до применения SLA /OLA соглашений.
  • Анализ производительности персонала с учетом KPI.
Планирование операционной деятельности и контроль.

Наглядно операционная деятельность ИТ отдела БМБШ ИГУ представлена иллюстрацией в пункте ''СТРУКТУРА ИТ ОТДЕЛА''.

Корпоративная вычислительная сеть БМБШ обеспечивает учебный процесс, научную и производственную деятельность всех подразделений БМБШ вычислительными и информационными ресурсами. Уровень и состав ресурсов соответствует современным требованиям информационной технологии. Компьютерные классы обеспечивают учебный процесс во всех образовательных программах БМБШ.

Сеть БМБШ включает в себя:

  • Домен третьего уровня buk.irk.ru. В него входят сервер маршрутизации и электронной почты; Веб - сервер; сервер web-сайтов студентов; два proxy-сервера под управлением ОС Windows Server и OC FreeBSD (WiFi)
  • Домен bibim под управлением ОС Windows Server. В него входят два домен -контроллера; два сервера приложений, объединенных в отказоустойчивый вычислительный кластер, три виртуальных сервера со своим функционалом каждый; компьютерные классы САФ и ФБМ; рабочие станции сотрудников и преподавателей БМБШ в корпусе САФ, рабочие станции сотрудников БМБШ в административном корпусе ИГУ.
  • Рабочая группа бухгалтерии и отдела кадров БМБШ, включающая в себя файл-сервер, сервер приложений, сервер хранения данных, рабочие станции сотрудников подразделений.
  • Выходы на коммерческий канал провайдера АО ''Деловая сеть-Иркутск' (ДСИ)'.
  • Туннели VPN ИГУ, обеспечивающие связь между корпусом САФ БМБШ и административным корпусом ИГУ, с резервированием через каналы ДСИ.
  • Выход в сеть под управлением ИРНОК СО РАН (Иркутский региональный научно образовательный комплекс Сибирского отделения Российской академии наук) для доступа в Интернет.
  • Инженерные коммуникации с общежитием ИГУ для опционального объединения сетей при необходимости.
  • Точки доступа Wi-Fi в корпусе САФ и административном корпусе ИГУ для доступа в Интернет через каналы провайдера АО ''Деловая сеть-Иркутск' (ДСИ)'.

Информационное наполнение сети до начала учебного года предлагается центром ИТ решений, профессорско - преподавательским составом, администрацией бизнес школы, и утверждается Ученым Советом БМБШ ИГУ как техническое задание для администрации сети, входящей в состав центра ИТ решений. Системные средства и операционные среды рабочих станций и серверов, так же как и архитектура вычислительной сети определяются центром ИТ решений и утверждаются на Ученом Совете БМБШ ИГУ.

Вычислительная корпоративная сеть БМБШ интегрирована в рамках определенных пунктов в единую вычислительную сеть Иркутского государственного университета.