Институциональные преобразования и устойчивое развитие
в условиях переходного периода

Дайнеко Денис Валерьевич,
Думова Ирина Ивановна

Институты, рассматриваемые, с одной стороны, как совокупность обычаев и нравов, норм и правил поведения, а с другой стороны, как сложившиеся в стране и регионе механизмы координирования экономических процессов1 , играют важную роль в процессе формирования устойчивого развития (УР)2  региона. Важно отметить влияние формальных институтов в контексте происходящих реформ, которые в первую очередь устанавливают основные правила хозяйственной деятельности. Эти правила определяют эффективность функционирования всей экономической системы и решение вопросов природопользования. В этой связи необходимо выделить роль как системных3 , так и локально-организационных4  институтов.

Специфика происходящих в стране системных преобразований такова, что УР должно рассматриваться в рамках институциональной структуры. Такой подход касается и вопросов природопользования, и роли образования, и культурного и исторического наследия, и средств массовой информации, и проблем регионального развития в целом.

Общий процесс институциональных изменений (ИИ), необходимых для обеспечения устойчивого развития предлагаемый для обсуждения, представлен на рисунке.

Говоря о преобразованиях институциональной структуры для решения проблемы УР, мы подразумеваем изменения, которые необходимо произвести в соответствующих институтах. Например, в собственности и инвестиционно-финансовых институтах; в нормативно-законодательной базе; институтах обеспечивающих разработку, внедрение и реализацию нормативно-правовых документов; обеспечивающих профессиональную подготовку и образование кадров, деятельность которых связана с решением существующих и потенциальных проблем УР; а также институтах, отвечающих за информационное обеспечение.

Показатели устойчивого развития определяются путём установления связи между антропогенным воздействием на окружающую среду вследствие осуществляемой деятельности и критериями устойчивого развития. Поскольку можно выделить три основные цели устойчивого развития: экологическая целостность, экоэффективность и экосправедливость экономической деятельности, то существуют и три вида показателей устойчивого развития: экологические, экономические и социальные. Для сокращения неоправданного разрушения потенциала природной среды необходимо максимальное сближение показателей финaнсово-экономической эффективности и экологической безопасности любых видов деятельности.

Для проведения оценки природных ресурсов с учетом экологических факторов необходимо применять следующие основные методы: рыночные методы оценки, включающие оценку возобновляемых и не возобновляемых ресурсов5 , и нерыночные (прямые и косвенные) методы оценки.

На местном уровне – в отдельных районах, городах и поселках, требуется для перехода к устойчивому развитию реорганизация структур управления природными ресурсами, укрепление основ местного самоуправления с разработкой комплексных программ действий для данных объектов. Необходимо не только выявить приоритеты по производству и потреблению на районном уровне, но также на деле развить инфраструктуру рынка, реструктурировать хозяйство, рационализировать систему землепользования и подготовить соответствующие кадры.

Определенным гарантом перехода является развивающаяся кредитно-денежная и банковская системы. Задача состоит в создании такого механизма использования привлеченных и собственных финансовых, материальных и других ресурсов, который позволил бы обеспечить устойчивость будущего развития – независимое самовоспроизводящееся функционирование хозяйства.

В Байкальском регионе в новых условиях при формировании социально-экологических программ вместо действовавшей ранее жесткой иерархии – от федерального уровня к местному – должен устанавливаться встречно-итеративный процесс с тесным информационным обменом между документами разных территориальных уровней и с выработкой компромиссных решений на каждом уровне.


1 Институты - это “правила игры” в любом обществе, те ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, уменьшают неопределенность этих взаимоотношений, вносят порядок в повседневную жизнь. Разработанные людьми институты могут быть формальными - конституции, законы, различные официально закрепленные нормы права, а также неформальными - договоры, соглашения, добровольно взятые на себя нормы поведения, неписаные кодексы чести, достоинства, профессионального самосознания и пр. Все вместе они образуют институциональную структуру общества и экономики (Д. Норт).

2 Устойчивое развитие - это сбалансированное, самоподдерживаемое развитие, улучшающее качество среды обитания человека и находящееся в пределах ее способности поддерживать его существование как экосистемы. Развитие, при котором возможно удовлетворение потребностей нынешнего поколения, не ставящее под угрозу способность будущих поколений удовлетворять их потребности. Важной особенностью УР является тот факт, что запас открываемых природных активов должен оставаться неизменным или приумножаться во времени.

3 Под системными институтами мы подразумеваем институты, определяющие тип экономического порядка. Примером системных институтов являются институты, определяющие порядок принятия и изменения экономических решений, норм хозяйственной этики и т.д.

4 Локально-организационными являются институты, структурирующие взаимодействия, связанные с заключением сделок как на открытом рынке, так и внутри организационных структур. К данной категории относятся такие институты, как, например, сырьевые биржи, кредитно-финансовые и инвестиционные и др.

5 Рыночная стоимость есть расчетная величина, равная денежной сумме, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом полагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.