К вопросу о создании ассоциации предприятий сектора легкой промышленности

Дайнеко Денис Валерьевич,
Думова Ирина Ивановна

АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В РЕГИОНЕ

Зарождение проблем нынешнего институционального устройства региональной экономики связано с формами дореформенных институтов. Например, на протяжении десятилетий государство играло роль монопольного посредника во взаимодействии предприятий с Госпланом, Госстандартом, Госснабом, Госкомцен, Госбанком и другими ведомствами. Исчезновение подобной сверхкрупной монополии привело к обвалу не только отраслевых рынков, но и межрегиональных, а теперь уже и межстрановых экономических связей.

Одной из главных проблем отраслевой экономики, наряду с проблемами реструктуризации самих предприятий и отсутствием желаемого спроса, является отсутствие современного развитого посредника, способного организовать фактический и перспективный спрос. Предприятия отрасли смогут эффективнее задействовать свои до сих пор не полностью загруженные существующие производственные мощности при появлении механизмов или институтов транслирования спроса.

Для значительных сегментов товарных и инвестиционных рынков отсутствие крупных посредников оказалось губительным. После разрушения глобальной посреднической системы деятельность совокупности вновь созданных мелких посредников оказалась более дорогой, а главное — она не смогла обеспечить создания и функционирования сложных кооперационных структур в промышленности. Возросшие издержки обращения были переложены на предприятия и привели к резкой потере рентабельности их продукции.

При попытках изменения своих маркетинговых и кооперационных стратегий возникала необходимость нести значительные трансакционные издержки по изучению рынков, свойств товара, выбора партнеров, по подготовке контрактов, контролю над их выполнением. В условиях правового вакуума и при динамичных изменениях хозяйственной жизни цены трансакционных издержек оказались значительно завышены. И цены, и объемы этих затрат будут уменьшаться в процессе формирования устойчивых связей и стабильной хозяйственной среды.

Сегодня слабо развиты или практически отсутствуют институты, например, обеспечивающие надежность и масштабность операций на рынке межрегионального и внутриотраслевого перераспределения затрат и эффектов. Кроме того, на региональном рынке сегодня имеют место субъекты с неопределенной ответственностью перед контрагентами, что определяет опасность разного рода рыночных сделок.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АССОЦИАЦИИ

Создание ассоциации предприятий сектора легкой промышленности (СЛП) будет выполнять одну из важнейших задач современной региональной экономической политики — формирование крупного стратегического посредника. Уже сегодня развитие отрасли определяется реконструкцией посреднического сектора, инвестированием в крупные и средние предприятия, стимулированием здоровой конкуренции, повышением эффективности государственного регулирования отрасли.

Наша задача заключается в том, чтобы обеспечить организованное развитие посреднического сектора, который будет расти и развиваться вместе с рынком, адаптируясь и приобретая устойчивость адекватно меняющейся среде, и стремиться к недопущению хаотичности данного процесса. Также существует необходимость укрупнения посреднических структур. В сложившейся ситуации важно суметь использовать опыт прошлых экономических отношений и структур, зарубежный опыт и вновь возникающие механизмы.

Главной задачей является экспансия отраслевых капиталов и продукции, консолидация усилий по интеграции производителей, создание системы, способствующей реализации продукции в регионе и за его пределами, формированию товаропотоков, привлечению инвестиций в регион для дальнейшего развития производства, освоения новых технологий. Одним из важных аспектов проекта является создание общего в межрегиональном пространстве информационного и экономико-правового поля, механизма и инструментов, призванных обеспечить развитие легкой промышленности, создание рабочих мест, формирование благоприятных для предприятий условий бизнеса, что обеспечит в будущем рост поступлений в бюджет.

Ассоциация предприятий СЛП должна являться некой связующей структурой между предприятиями и рынком. Важной функцией ассоциации должно быть осуществление помощи субъектам хозяйствования во вхождении в рыночную среду. Целенаправленная работа ассоциации с конкретным производителем должна сделать его продукцию нужной и способной удовлетворить рыночный спрос, определить нишу предприятия на рынке.

Важным моментом функционирования ассоциации также является установление партнерства между производителями. Для Иркутской области, находящейся в условиях реструктуризации экономики, актуально и формирование инфраструктуры поддержки и создания цивилизованных условий для развития предпринимательства и бизнеса.

Сегодня, когда региону предоставлена некоторая экономическая самостоятельность, региональная администрация во взаимодействии с федеральными органами власти, а также отдельные предприятия и организации должны искать новые формы партнерских производственных и финансово-экономических отношений. Роль подобной ассоциации в этом процессе будет постоянно возрастать. Это вызвано тем, что при переходе к рынку необходимо создать такую систему маркетинговых отношений, которая сможет реализовать интересы государства, региона и предприятий.

Кроме того, создание подобной ассоциации поможет в решении таких общих задач как, например:

Создание ассоциации увеличит вывоз произведенной продукции в другие регионы и за пределы России.

Функции ассоциации предприятий СЛП должны включать три основных элемента:

1. Информационную деятельность (консультационные услуги по подготовке производственного процесса и обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции, консультационно-аналитическая деятельность, концентрация информационных “активов”, оборот информации, роль посредника в поиске новых партнеров между предприятиями и внешней средой).

2. Финансовые операции (факторинг, инвестиционная деятельность, лизинг, поручительство, клиринг).

3. Торговые операции (снабжение и сбыт продукции, создание кооперационных сетей предприятий промышленности, формирование цивилизованной и эффективной сбытовой сети, оптовая торговля, маркетинг).

Финансовая и информационная деятельность должна дополнять торговую деятельность.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЛП

Ассоциация предприятий СЛП должна быть способной обеспечить значительную экономию на издержках обращения; комплектовать ряды и ассортиментные серии продуктов; обеспечивать организацию информационных потоков о товарах, производителях, транспортных услугах и технологиях; накапливать информационные массивы и базы данных, создавать широкие кооперационные сети с участием большого количества предприятий, что позволит минимизировать трансакционные издержки, связанные с выбором партнера и подготовкой контрактов1 .

Для обеспечения эффективности работы ассоциации одним из важнейших видов ее деятельности должна быть организация торгово-выставочных мероприятий. Такой работе отводится одно из центральных мест в структуре деятельности ассоциации. Именно такой вид деятельности должен служить важным инструментом реализации задач ассоциации.

В инструментарии работы ассоциации предприятий СЛП важное место должен занимать стратегический маркетинг, функциями которого являются:

Стратегический маркетинг, таким образом, должен стать особым видом долговременной деятельности ассоциации предприятий СЛП по изучению рынка и обеспечению выхода продукции предприятий – товаропроизводителей СЛП Иркутской области на рынки. Характеристиками данного инструмента являются:

Исходя из анализа и разработанных стратегий работы предприятий отрасли на рынках, должны разрабатываться альтернативные коммерческие предложения и оцениваться возможности их реализации и уровни рентабельности.

При разработке маркетинговых стратегий предприятий необходимо учитывать следующие принципы:

При выборе стратегий для конкретного предприятия эти принципы должны детализироваться в следующие положения, предусматривающие обеспечение:

Результатом стратегического маркетинга является комплексная оценка динамики рынка и прогноз поведения предприятий на нем в долгосрочной перспективе. Такие оценки в условиях неустойчивого рынка, многие институты которого только формируются, должны периодически пересматриваться.

Для осуществления функций стратегического маркетинга ассоциация должна формировать группу стратегического маркетинга, в том числе из специалистов фирм и подразделений, входящих в нее. Основные направления деятельности группы должны включать:

Практическая деятельность группы стратегического маркетинга внутри ассоциации предприятий СЛП должна заключаться в инициировании организации производства предприятиями продукции, пользующейся спросом на рынке, в том числе новой продукции. Критерием оценки деятельности группы стратегического маркетинга может стать количество заключенных долгосрочных договоров, соглашений и т.п. на выпускаемую ранее и новую продукцию.

При выборе целей стратегического маркетинга для предприятий СЛП региона ассоциация должна учитывать и оценивать влияние ряда действующих сегодня на предприятиях внутренних факторов, сформировавшихся в прежней экономической модели и продолжающих негативно влиять на его деятельность. К ним можно отнести:

Между тем необходимо учитывать внешние по отношению к предприятиям факторы, которые характеризуют деятельность различных хозяйствующих субъектов и органов управления:

Также возможно создание системы проведения он-лайновых торгов и информирования: компьютерная сеть свяжет предприятия региона с офисом ассоциации. Таким образом, создание ассоциации улучшит информационное обеспечение отрасли. Через ассоциацию возможно проведение как горизонтальных экономических связей, так и вертикальных административных, способствующих изучению рынка, оптимизации цен, предоставлению необходимых маркетинговых, информационных и других услуг. Появится основа наиболее полной и эффективной загрузки производственных мощностей промышленности региона, расширения сбытовой сети, создания новых рабочих мест.

Кооперация предприятий СЛП Иркутской области с ассоциацией приведет к формированию оптимальных производственных и маркетинговых стратегий, адекватной хозяйственно-правовой среде, возможности развития организационной структуры и формированию дилерских и сбытовых сетей, инструментов маркетинга и контроля рынков. Для предприятий СЛП региона откроется возможность сокращения трансакционных издержек. Создание ассоциации предприятий СЛП позволит формировать и реализовывать и межрегиональные (межстрановые), а также и межотраслевые проекты.

В ходе работы отрасли возникает необходимость формирования отношений с другими регионами России, а также и зарубежными странами. В этой связи важно постоянно изучать и оценивать реальность установления взаимовыгодных партнерских отношений на долговременной основе. Поэтому необходим постоянный мониторинг процессов, происходящих как внутри региона, так и вне его. Это будет неотъемлемой задачей ассоциации предприятий СЛП.

СТРУКТУРА АССОЦИАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЛП,
УЧРЕДИТЕЛИ И УЧАСТНИКИ

Основой программы является объединение интересов, интеграция потенциалов ряда организаций, фирм, структур. Юридическая форма объединения – некоммерческая организация в виде союза (ассоциации).

Некоммерческая организация выступает координатором-исполнителем программы. Учредителями такой организации станут:

 Как учредитель ассоциации предприятий СЛП администрация Иркутской области обеспечивает делегирование представительских полномочий ассоциации, включение данного проекта в федеральные, региональные, городские программы.

Участниками ассоциации могут быть любые предприятия, банки, страховые организации, инвестиционные институты, консалтинговые и другие фирмы, работающие на рынке или вновь создаваемые в рамках программы.

ВЫВОДЫ

Таким образом, формирование такой стратегической структуры, как ассоциация предприятий СЛП, явится для Иркутской области мощным инструментом расширения рынков сбыта, фундаментом создания товаропроводящей сети между регионами, налаживания кооперационных связей. Посредством работы ассоциации СЛП должен сформировать глубокую рыночную нишу своей продукции, сможет эффективно использовать производственные мощности отрасли. Деятельность ассоциации в межрегиональном и международном пространствах должна создать поддержку иркутских товаропроизводителей, в том числе путем лоббирования их интересов. Ассоциация производителей должна стать разработчиком и исполнителем региональных и межрегиональных проектов, способных дать эффект роста прибыли для ряда подотраслей, входящих в сектор. Результатом работы ассоциации станет деятельность предприятий СЛП в интенсивном деловом режиме и, следовательно, рост поступлений в бюджет и увеличение числа рабочих мест. А главное, минимизация за счет масштабов операций трансакционных издержек позволит предприятиям СЛП региона выйти на рынок с еще более конкурентоспособными ценами.

Список литературы

1. Блохин А.А.. Институциональные условия формирования крупного бизнеса в России// Проблемы прогнозирования. 1998 , №2. С.3-16.


 1 Затраты на изучение рынков, свойств товаров, выбора партнеров (включая проверку их надежности), на проведение переговоров, подготовку контрактов и их юридическую проработку, контроль за их исполнением и др.