Инвестиции в человеческий капитал

Думова Ирина Ивановна,
Колесникова Мария Владимировна

В современных условиях проблема использования человеческого капитала становится все более актуальной. Решающая роль в развитии экономики страны отдается человеку как носителю богатства, что предопределяет максимальное и всестороннее использование человеческих ресурсов.

Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный конкретным человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства. Все перечисленное содействует росту производительности труда и эффективности производства и влияет на рост заработков (доходов) конкретного человека [2].

Для развития человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т.д.). Навыки и способности, приобретаемые индивидом, накапливаются в виде запаса. Человеческий капитал, как и любой физический капитал, может физически изнашиваться, терять свою стоимость экономически и амортизироваться.

Эффективность вложений в человеческий капитал довольно высока, но инвестиционный период более длительный, чем у физического капитала: до 12-20 лет.

На рисунке представлена классификация основных видов инвестиций в человеческий капитал, объединяющая теории различных ученых [2].

В качестве затрат, связанных с вложениями в человеческий капитал, можно назвать следующие:

Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора каких-то выгод, как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника – это повышение уровня доходов, большее удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения. Для работодателя – повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и эффективности труда, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства – повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение гражданской активности.

 

Рис. Инвестиции в человеческий капитал 

Инвестиции в образование по соде7ржательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо работник получает знания, которые делают его способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

Накопление интеллектуального капитала подразумевает не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям в свою пользу.

В развитых странах особое значение имеет профессиональная подготовка на производстве и курсы переподготовки.

Профессиональная подготовка выступает как механизм, с помощью которого человек, приходящий на предприятие, может лучше освоиться со своей работой, больше узнать о предприятии. Курсы переподготовки предоставляют работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.

Во время обучения человек часто лишается возможности получать нормальный доход, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов на время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями утраченных возможностей и составляют значительные суммы.

Для потенциальных работников непосредственные затраты на обучение могут быть очень высоки, поэтому требуется оценка эффективности инвестиций.

Для расчета выгод от инвестиций в человеческий капитал (а точнее – в высшее образование) необходимо провести прогрессивное дисконтирование выгод, ожидаемых в будущем. Дисконтирование представляет собой приведение друг к другу потоков доходов (выгод) и затрат на основе ставки дисконта с целью получения текущей (сегодняшней) стоимости будущих доходов.

При оценке эффективности образования следует выделить следующие условия: экономические результаты повышения образования могут измеряться различными показателями – личными, натуральными. Кроме того, выгоды от образования могут быть косвенными, быть направлены на третьих лиц, непосредственно в образовании участия не принимающих, к таким результатам, например, относится уменьшение преступности при повышении общего уровня образования населения.

Тесно связана с вопросом инвестиций в образование проблема платного образования. К положительным эффектам образования можно отнести то, что платное образование позволяет вузам достойно вознаграждать своих преподавателей, обновлять материально-техническую базу. К отрицательным – недоступность для широкого круга людей. Поэтому наряду с платным образованием должна предоставляться возможность получения бесплатного образования для наиболее одаренных людей на бесплатной основе.

Вложение средств в человеческий капитал позволит России сберечь многие виды ценных ресурсов, совершить значительный прорыв в экономике. В то время как недоинвестирование повлияет на будущее России, потому как “наши потомки завтра будут такими же, какими мы являемся сегодня” [4].

Список литературы

  1. Белова В. Механизм возмещения затрат на рабочую силу: затраты работодателей // Человек и труд. 2000, № 2. С.70.

  2. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д.. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. С. 309.

  3. Колесникова М.В. Повышение образования – залог устойчивого развития страны// Тез. докл. второй республиканской конф. “Молодежь и пути России к устойчивому развитию”, 2001 г.

  4. Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.