Развитие рынка электронной
коммерции Иркутска и Иркутской
области
Константинова Наталья Геннадьевна
В любом бизнесе, где материальный процесс создания ценностей может быть заменен на распространение информации, будет существовать возможность создать отдельный информационный бизнес и необходимость отойти от старых подходов в бизнесе.
На протяжении последнего десятилетия менеджеры сконцентрировались на адаптации своих операционных процессов к новым информационным технологиям. Руководителям компаний будет необходимо пересмотреть стратегические основы своих компаний.
Руководителям необходимо точно знать, почему клиенты и партнеры выбирают или не выбирают новую форму ведения бизнеса, какие требования они к ней предъявляют. Также необходимо иметь информацию о том, на основании чего пользователь Интернета принимает решение о той или иной покупке, какие условия оплаты, доставки влияют на его выбор, какие требования и рекомендации высказывают пользователи Интернета.
Этим и объясняется целесообразность разработки программы социально-экономического исследования в нынешних условиях мнения потенциальных пользователей Интернета, а также руководителей фирм.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема исследования:
Отсутствие в нужном объёме данных о мнениях, пожеланиях и требованиях потенциальных пользователей Интернета к предлагаемой форме ведения бизнеса для принятия наиболее рациональных рыночных решений руководителями фирм.
Цель исследования:
- изучение основных закономерностей в пожеланиях и требованиях потенциальных пользователей Интернета;
- разработка конкретных рекомендаций по учёту вышеуказанных закономерностей руководителям фирм при переходе к новым формам ведения своего бизнеса.
Задачи исследования:
- определение характерных мнений, пожеланий и требований в отношении различных Интернет-магазинов;
- определение набора товаров и услуг, имеющих наибольший спрос при покупке через Интернет;
- разработка рекомендаций по результатам исследования.
Объект исследования:
Интернет-аудитория Иркутска и Иркутской области.
Исследование Интернет-аудитории проводится посредством самого Интернета. В ближайшее время будут получены и обработаны данные социологической анкеты: “Исследование престижности, популярности, объемов продаж, спроса и предложения на рынке Интернет-услуг Иркутска и Иркутской области”.
На данный момент в Иркутске уже существует несколько Интернет-магазинов:
http://www.atonshop.ru/ Электронный магазин открыт в дополнение к уже существующим обычным торговым залам фирмы “Атон” с тем, чтобы максимально упростить и облегчить покупателю приобретение необходимых ему товаров. Используя Интернет-технологии, можно не вставая со стула купить картридж к принтеру или компьютер.
http://www.sovenok.ru/ В магазине Вы сможете найти запчасти для автомашин: Nexia, Espero, Lemans, Lanos, Nubira, Musso, Sportage, Pregio, Sonata, Lantra, Galloper, Besta, Grace.
http://www.lastik.ru – создан в 2000 году торговой группой “Беляев”, поставщиком канцелярских товаров в Восточно-Сибирском регионе. Презентации первого варианта магазина прошли в июне, а начиная с сентября 2000 года началась работа по оптимизации работы проекта, на основе полученных данных. В октябре того же года было принято решение о создании второго варианта, учитывающего недостатки первого “Ластика” и созданного на более высоком техническом уровне. Современные компании стремятся создать как можно более комфортные условия для своего клиента, что выражается главным образом в экономии времени, а значит, и денег. Одним из условий комфорта при совершении покупки является достаточно обширный ассортимент, позволяющий покупателю не проводить часы в поисках того или иного товара. В магазине вы сможете найти практически всё, что может заинтересовать офисных работников и студентов, солидных предпринимателей и заботливых родителей, всех кому необходимо по той или иной причине писать, считать, рисовать, работать с документами. Проект постоянно дорабатывается и расширяется. В ближайшее время на сайте будет создан крупнооптовый отдел для региональных заказчиков.
http://www.photoclub.ru/ – магазин предназначен для оптовых и мелкооптовых покупателей фототоваров, являющихся юридическими лицами и частными предпринимателями. В настоящее время магазин предлагает химию, бумагу и пленку фирм Kodak, Konica и Agfa. В дальнейшем планируется расширение ассортимента товаров и фирм-производителей.
http://www.zavernite.irkutsk.ru/ — первый Интернет-гастроном в Иркутске. Здесь вы можете без всяких проблем купить продукты. Вам больше не надо никуда идти или ехать — ваш заказ привезут по тому адресу, который вы укажете (в пределах Иркутска). Вам больше не надо носить тяжелые неудобные пакеты. Даже от магазина до автомобиля. Вам больше не надо искать парковку для машины. Вам больше не надо ждать продавца у прилавка — спокойно выбирайте и покупайте. Вам больше не надо, наконец, вставать из-за компьютера. Зато! Теперь вы можете заказывать любые продукты прямо к себе домой или на работу без всяких проблем 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году.
Кроме Интернет-магазинов, в Иркутске существует компания, специализирующаяся на разработке и сопровождении информационных систем различного назначения http://www.virtech.ru/. Основной специализацией компании является разработка программного обеспечения для информационных систем различного назначения. Большое внимание уделяется Интернет-технологиям, которые позволяют создавать распределенные информационные комплексы. В компании разрабатываются приложения класса бизнес-бизнес (B2B), в которых используются современные технологии обработки, представления и передачи информации, Интернет-проекты: http://www.atonshop.ru/, http://www.sovenok.ru/, http://www.photoclub.ru/ и другие.
По мнению представителя компании Virtual Technologies, за последние два года на рынке электронной коммерции Иркутска произошли существенные изменения. Если в 1999 году руководители компаний практически не вкладывали деньги в развитие электронного бизнеса, то сейчас уже большинство руководителей готовы начать перестраивать свой бизнес с учетом новых форм ведения бизнеса. Руководители компаний уверены, что, так как Интернет-аудитория постоянно растет и пользователи Интернета будут готовы в полной мере пользоваться Интернет-услугами, именно сейчас нужно вкладывать средства и развивать свои компании в сторону электронной коммерции. Большим спросом в скором времени будут пользоваться разработки для корпоративного взаимодействия крупных компаний.
Можно сказать, что теперь
уже в Иркутске будет присутствовать
не только сектор business-to-customer, но и
начинает развиваться сектор
business-to-business.