Проблема привлечения внешних инвестиций в современной экономике России

Шелепугин Михаил Александрович

Большинство компаний проходят в своем жизненном цикле четыре этапа:

  1. Старт, начало деятельности.

  2. Выживание.

  3. Успех.

  4. Зрелость.

Вновь создаваемые фирмы обычно представляют собой достаточно маленькие и индивидуальные образования, когда владелец сам вносит стартовый капитал, является директором, принимает все решения, связанные с работой компании, разрабатывает стратегию. Главной целью и зачастую единственной в стратегии является краткосрочная цель – получение как можно большей прибыли. У кого это получается, у кого нет. Все зависит от качества принимаемых решений владельцем компании, что и является главной дилеммой на первом этапе развития компании.

На втором этапе своего развития компании входят в стадию выживания. Они встречают на своем пути множество преград, которыми являются налоги, местные, районные или областные администрации и, конечно же, конкуренты, которые так же сильно хотят захватить самый лакомый сегмент рынка. Этот этап можно назвать естественным рыночным отбором, где конкуренция проводит селекцию компаний. Выжить может только сильнейший.

Те, кто проходит отбор, переходят на третий этап жизненного цикла – успех, где предпринимателям приходится для себя решать: развиваться дальше, привлекая дополнительные капиталы, или оставаться маленькой фирмой из-за страха потерять контроль над собственностью, если они позволят внешним инвесторам стать участниками их бизнеса или из-за страха стать видимыми для конкурентов. Согласно исследованию компании “Корпоративные финансовые технологии”, посвященному проблемам инвестирования, у значительной части российских предпринимателей существует конфликт между необходимостью привлечения внешних инвестиций в свои предприятия и страхом утраты монопольного контроля над предприятиями. Таким образом встает дилемма потери внутреннего контроля – процесса, направленного на достижение целей компании и являющегося результатом действий руководителя по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений. Поэтому главной сутью этого этапа является переход от системы единоличного внутреннего контроля к системе контроля другого типа, когда в планировании, организации, мониторинге деятельности компании также принимают участие другие физические и юридические лица. Все-таки у предпринимателей чаще преобладает желание развиваться, увеличивать стоимость компании, получать большую прибыль, чем оставаться маленькой фирмой.

Поэтому остановимся на тех обществах, которые привлекают или пытаются привлечь дополнительные инвестиции для развития бизнеса. На этом этапе у предпринимателей, не имеющих соответствующих связей и договоренностей с владельцами крупных капиталов, возникает такая проблема, как нежелание потенциальных инвесторов вкладывать деньги в то или иное предприятие из-за чрезвычайно высокого уровня инвестиционного риска. Главным фактором риска является крайне высокая вероятность нарушения прав акционеров. Это могут быть и нарушения прав акционеров, особенно миноритарных, на участие в управлении и прибылях предприятия на стадии проведения общих собраний, и отсутствие прозрачной системы раскрытия финансовой информации, а также полной картины деятельности как самого предприятия, так и аффилированных лиц, предоставляемых акционерам, и отсутствие четких правил вознаграждения менеджмента компании, и увод активов через оффшорные компании, и избавление от мелких акционеров путем дополнительных эмиссий и консолидаций, и многие другие. Одним словом, главным элементом для улучшения инвестиционного климата в России является создание совершенной нормативно-законодательной базы, отвечающей международным требованиям.

Согласно исследованию, проведенному компанией “McKinsey & Company” совместно со Всемирным Банком в июне 2000 года, 85% инвесторов готовы платить в среднем на 22,3% больше за акции хорошо управляемых компаний, чем за акции плохо управляемых компаний, но с хорошими финансовыми показателями. Под хорошо управляемой компанией подразумевается компания с большинством внешних директоров, имеющих значительные пакеты акций и не связанных с менеджментом компании; имеющая формальную оценку деятельности директоров; чуткая к вопросам инвесторов, связанных с управлением компании; а также отвечающая ряду мировых стандартов корпоративного управления, включающих:

Конечно, перечислить все требования мировых стандартов на нескольких страницах не представляется возможным. В российских компаниях зачастую и они не выполняются. Тем самым подтверждается тот факт, что в России, во-первых, необходимо кардинально менять и усовершенствовать имеющуюся нормативно-правовую базу, ключевым элементом которой является Федеральный Закон Российской Федерации “Об акционерных обществах”, а также создавать абсолютно новый документ – Кодекс корпоративного управления. Ведь, по словам главы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игоря Костикова, “в большинстве развитых государств, а также в ряде стран с развивающимися рынками капиталов принципы корпоративного управления детализированы в виде методических указаний и форм отчетности. Они объединены в своды правил, регламентирующих процессы корпоративного управления в национальной экономике – то есть в “Кодексы корпоративного управления”, но в этом большинстве есть нечто такое, что не предусматривается ни законами, ни кодексами. Это системный подход к созданию стоимости компаний. Поэтому, несмотря на создание эффективной нормативно-правовой базы и Кодекса корпоративного управления, в России необходимо системное переосмысление процессов создания стоимости и ее роли путем строгого учета всех положений системного подхода – всесторонности, взаимосвязанности, целостности, многоаспектности, а также учета влияния всех значимых для данного рассмотрения систем и связей. Ведь ни одна компания, фирма, предприятие, как и ни одно живое существо, ни один коллектив, ни одна машина не могут существовать вне связи со своим окружением”.