Влияние выставочно-ярмарочной
деятельности на экономическое
развитие Иркутской области
Янчуковский Владимир Николаевич
“...Выставка — это не
просто зеркало, отражающее уровень
развития общества, но и двигатель
прогресса...”
(Калифорнийский университет в Беркли,
1995)
Развитие рыночной экономики страны подразумевает оживление ее региональных, межрегиональных и международных экономических связей. Этому в значительной степени способствует выставочно-ярмарочное движение, которое является также важной составляющей государственной политики стимулирования экспорта отечественной продукции. Поэтому на современном этапе экономических преобразований вопросы укрепления выставочного потенциала России исключительно важны и актуальны.
Ушла в прошлое эпоха, когда выставочная деятельность была нацелена только на обеспечение непосредственного сбыта товаров. Сегодня выставочно-ярмарочное движение становится определенным сегментом национального рынка. Участие в торговых ярмарках и выставках имеет глобальные цели и стоит на службе всех составляющих комплексного маркетинга. В мировой практике выставки и ярмарки – это уже давно созданный и прекрасно работающий маркетинговый инструмент, охватывающий практически все аспекты мирового бизнеса и позволяющий предприятиям и организациям оперативно, регулярно и при минимальных затратах получать релевантную информацию. Именно этот инструмент можно охарактеризовать как мощный двигатель прогресса.
Выставочная деятельность является эффективной и неотъемлемой частью экономической политики и развития экономики на макро- и микроуровнях. В действительности выставки активизируют деловую активность, способствуют развитию многих секторов экономики, стимулируют развитие регионов, конкуренцию и более быстрое распространение инноваций, содействуют укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями, оказывают существенное влияние на потребительский спрос, привлечение прямых инвестиций, развитие инфраструктуры, транспорта, туризма и т.д. Выставки можно также считать средством интеграции, развивающим горизонтальные связи между странами. Число российских предприятий, принимающих участие в международных выставках, так же как и интерес зарубежных фирм к российскому рынку, постоянно увеличивается.
Следует отметить, что в настоящее время нет детальных исследований влияния выставочно-ярмарочной деятельности на экономику страны, как нет и приемлемых методик оценки её эффективности. Отчасти это связано с отсутствием необходимой статистики, а в сущности – с организационными проблемами.
Экономическая эффективность выставочно-ярмарочной деятельности складывается не только из доходов выставочной кампании, но и оценивается косвенным, мультипликативным результатом. Выставочный сектор экономики оказывает прямое влияние на экономическую систему страны вследствие развития производства, расширения рынков, увеличения числа рабочих мест, развития сферы услуг и инфраструктуры, увеличения экспорта, привлечения прямых инвестиций и др.
В частности, выставочно-ярмарочная деятельность порождает значительные финансовые потоки, приводящие к заметным поступлениям в бюджеты всех уровней. Можно выделить три вида бюджетной эффективности от выставочно-ярмарочной деятельности:
Отчетная или фактическая бюджетная эффективность
Косвенная бюджетная эффективность
Полная бюджетная эффективность –
Для определения экономической эффективности от выставочно-ярмарочной деятельности также необходимо учитывать долговременные выгоды, которые получают от выставок участники, посетители и организаторы:
Поиск новых международных рынков, оценка возможностей экспорта и расширение международной торговли.
Определение места своей фирмы на рынке при встрече с конкурирующими фирмами и оценка ее конкурентоспособности.
Получение информации о состоянии промышленности, рынков и технологий.
Коллективная работа и обмен опытом.
Налаживание сотрудничества, создание объединений и совместных предприятий.
Рост престижа и доверия.
Получение информации о новых товарах и направлениях развития промышленности, современных методах производства.
Личные контакты с заказчиками и поставщиками.
Содействие развитию фирмы, ее рекламы и товаров, работа по связям с общественностью.
Составление адресных списков клиентов, определение их спроса, установление постоянной связи с клиентами.
Показ, демонстрация товаров, выход товаров на рынок и исследование рынка; бесплатное распространение образцов товаров; содействие продвижению товара другой фирмы.
Совершенствование существующих и поиск новых каналов распространения товаров и поиск агентов.
Прямое сравнение стоимости и видов товаров в определенном секторе рынка.
Дополнительная привлекательность выставок как центрального места проведения специальных мероприятий типа туров, семинаров, конференций, форумов.
Стимулирование национальной экономики.
Знакомство с культурой страны, распространение информации о формальных и неформальных основах ведения бизнеса.
Расширение осведомленности о качестве и марке товара.
Развитие выставочно-ярмарочной
деятельности в России является
важным элементом структурной
перестройки и технологической
модернизации народного хозяйства
страны. Современные торгово-промышленные
выставки — это наиболее мощное
средство маркетинга для продвижения
продукции фирмы, отрасли, региона и
отдельно взятой страны. За последнее
десятилетие в нашей стране заложены
основы современной выставочной
инфраструктуры, у которой имеется
значительный потенциал. Появились
выставочные фирмы и организации
выставочного сервиса, такие как
строительные, дизайнерские,
конгрессные и др. В выставочную
деятельность вовлечены миллионы
людей и десятки тысяч фирм. По мере
усложнения и развития вся эта сфера
требует особого подхода в управлении
и координации ее деятельности.