Влияние выставочно-ярмарочной деятельности на экономическое развитие Иркутской области

Янчуковский Владимир Николаевич

“...Выставка — это не просто зеркало, отражающее уровень
развития общества, но и двигатель прогресса...”
(Калифорнийский университет в Беркли, 1995)

Развитие рыночной экономики страны подразумевает оживление ее региональных, межрегиональных и международных экономических связей. Этому в значительной степени способствует выставочно-ярмарочное движение, которое является также важной составляющей государственной политики стимулирования экспорта отечественной продукции. Поэтому на современном этапе экономических преобразований вопросы укрепления выставочного потенциала России исключительно важны и актуальны.

Ушла в прошлое эпоха, когда выставочная деятельность была нацелена только на обеспечение непосредственного сбыта товаров. Сегодня выставочно-ярмарочное движение становится определенным сегментом национального рынка. Участие в торговых ярмарках и выставках имеет глобальные цели и стоит на службе всех составляющих комплексного маркетинга. В мировой практике выставки и ярмарки – это уже давно созданный и прекрасно работающий маркетинговый инструмент, охватывающий практически все аспекты мирового бизнеса и позволяющий предприятиям и организациям оперативно, регулярно и при минимальных затратах получать релевантную информацию. Именно этот инструмент можно охарактеризовать как мощный двигатель прогресса.

Выставочная деятельность является эффективной и неотъемлемой частью экономической политики и развития экономики на макро- и микроуровнях. В действительности выставки активизируют деловую активность, способствуют развитию многих секторов экономики, стимулируют развитие регионов, конкуренцию и более быстрое распространение инноваций, содействуют укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями, оказывают существенное влияние на потребительский спрос, привлечение прямых инвестиций, развитие инфраструктуры, транспорта, туризма и т.д. Выставки можно также считать средством интеграции, развивающим горизонтальные связи между странами. Число российских предприятий, принимающих участие в международных выставках, так же как и интерес зарубежных фирм к российскому рынку, постоянно увеличивается.

Следует отметить, что в настоящее время нет детальных исследований влияния выставочно-ярмарочной деятельности на экономику страны, как нет и приемлемых методик оценки её эффективности. Отчасти это связано с отсутствием необходимой статистики, а в сущности – с организационными проблемами.

Экономическая эффективность выставочно-ярмарочной деятельности складывается не только из доходов выставочной кампании, но и оценивается косвенным, мультипликативным результатом. Выставочный сектор экономики оказывает прямое влияние на экономическую систему страны вследствие развития производства, расширения рынков, увеличения числа рабочих мест, развития сферы услуг и инфраструктуры, увеличения экспорта, привлечения прямых инвестиций и др.

В частности, выставочно-ярмарочная деятельность порождает значительные финансовые потоки, приводящие к заметным поступлениям в бюджеты всех уровней. Можно выделить три вида бюджетной эффективности от выставочно-ярмарочной деятельности:

  1. Отчетная или фактическая бюджетная эффективность – возникает в результате поступлений в бюджет из нескольких источников: налоги и платежи во внебюджетные фонды в соответствии с бухгалтерской отчетностью.

  2. Косвенная бюджетная эффективность – учитывает поступления в бюджет и внебюджетные фонды платежей, связанных с расходами экспонентов на услуги городской инфраструктуры: гостиницы, транспорт, связь, питание, досуг и т.д.

  3. Полная бюджетная эффективность – определяется с учетом роста поступлений в бюджет в результате увеличения роста продаж продукции фирм-экспонентов и соответствующего роста производства.

Для определения экономической эффективности от выставочно-ярмарочной деятельности также необходимо учитывать долговременные выгоды, которые получают от выставок участники, посетители и организаторы:

  1. Поиск новых международных рынков, оценка возможностей экспорта и расширение международной торговли.

  2. Определение места своей фирмы на рынке при встрече с конкурирующими фирмами и оценка ее конкурентоспособности.

  3. Получение информации о состоянии промышленности, рынков и технологий.

  4. Коллективная работа и обмен опытом.

  5. Налаживание сотрудничества, создание объединений и совместных предприятий.

  6. Рост престижа и доверия.

  7. Получение информации о новых товарах и направлениях развития промышленности, современных методах производства.

  8. Личные контакты с заказчиками и поставщиками.

  9. Содействие развитию фирмы, ее рекламы и товаров, работа по связям с общественностью.

  10. Составление адресных списков клиентов, определение их спроса, установление постоянной связи с клиентами.

  11. Показ, демонстрация товаров, выход товаров на рынок и исследование рынка; бесплатное распространение образцов товаров; содействие продвижению товара другой фирмы.

  12. Совершенствование существующих и поиск новых каналов распространения товаров и поиск агентов.

  13. Прямое сравнение стоимости и видов товаров в определенном секторе рынка.

  14. Дополнительная привлекательность выставок как центрального места проведения специальных мероприятий типа туров, семинаров, конференций, форумов.

  15. Стимулирование национальной экономики.

  16. Знакомство с культурой страны, распространение информации о формальных и неформальных основах ведения бизнеса.

  17. Расширение осведомленности о качестве и марке товара.

Развитие выставочно-ярмарочной деятельности в России является важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации народного хозяйства страны. Современные торгово-промышленные выставки — это наиболее мощное средство маркетинга для продвижения продукции фирмы, отрасли, региона и отдельно взятой страны. За последнее десятилетие в нашей стране заложены основы современной выставочной инфраструктуры, у которой имеется значительный потенциал. Появились выставочные фирмы и организации выставочного сервиса, такие как строительные, дизайнерские, конгрессные и др. В выставочную деятельность вовлечены миллионы людей и десятки тысяч фирм. По мере усложнения и развития вся эта сфера требует особого подхода в управлении и координации ее деятельности.