Инновационный прорыв в создании справочных систем
Агеев Дмитрий Анатольевич
Развитие экономики России и рост малого и среднего бизнеса обусловили переход акцентов в сфере оказания услуг от количественных показателей к показателям качественным. На протяжении последних 5 лет четко прослеживается тенденция к вытеснению с рынка фирм, так и не перестроившихся на создание качественного и востребованного продукта. Сфера услуг в нашем государстве совсем недавно стала восприниматься без негативного оттенка, и лидирующие предприятия, оказывающие те или иные услуги, основным приоритетом своей деятельности установили качественное обслуживание клиента. Данное изменение приоритетов не могло не повлечь за собой изменение оказываемых услуг. Как раз на этом этапе и происходит разработка инновационных решений.
Понятие "инновации" (нововведения) современная экономическая наука трактует как "конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам" (1). Тематика данной статьи касается создания нового продукта на рынке справочных систем, более привлекательного по своим потребительским свойствам либо максимально удовлетворяющего новый или узкий сегмент рынка, либо использующего новую технологию сбора, обработки, представления и распространения информации.
Из предыдущего тезиса можно сделать вывод, что применение инновационного подхода возможно на всех этапах оказания справочно-информационных услуг.
Специфика справочно-информационной деятельности подразумевает, что основным показателем компетентности компании является предоставление полной и точной информации. А информация, в свою очередь, является базой для принятия верного решения. Такую информацию может предоставить только ее основной носитель, и, как правило, именно носителю информации выгодно распространить ее с максимальной широтой, полнотой и точностью. Ответственное предоставление информации справочной компании возможно только при её возмездном распространении, т.е. компания-носитель должна оплатить размещение своей информации.
Примерами применения инновационного подхода в создании некой справочно-инновационной системы можно считать:
повышение оперативности предоставляемой информации,
увеличение клиентской базы, увеличение объема предоставляемой информации, повышение эффективности процесса сбора и обработки информации, создание предпосылок вышеизложенных примеров.
Цикл инновационного проекта [2] в сфере предоставления услуг имеет классический характер и представлен нижеприведенной схемой:
Схема 1. Цикл инновационного проекта.
Каждый из этапов инновационного процесса также разбивается на составляющие части, подробно описывающие порядок действий на каждом из соответствующих этапов. Вкратце, значение этапов, представленных на схему 1, имеет следующий смысл:
Рождение идеи: возникновение идеи, оценка востребованности, первичный анализ рынка.
Постановка задачи: разработка стратегической задачи, составление плана действий.
Разработка решения: определение необходимых ресурсов, поведение анализа отрасли, составление тактического плана, анализ альтернатив.
Контроль выполнения: непосредственная организация, выполнение и контроль действий по реализации нововведения.
Оценка результатов: оценка эффективности нововведений, анализ инновационного процесса, составление плана корректировочных действий.
Анализ существующих продуктов на региональном рынке справочно-информационных услуг и имеющиеся технологические возможности по их созданию и реализации наталкивают на мысль о полном отсутствии аналитической составляющей в процессе формирования данных услуг. В последнее время информационные услуги из второстепенных перешли в разряд первоочередных и являются неотъемлемой частью принятия стратегических решений. Поэтому компании получили достаточно веский стимул к качественному развитию, что делает возможности по внедрению инновационных разработок безграничными.
Основной функцией справочно-информационных систем является сбор и систематизация первичной информации, а вытекающие из нее функции формирования готового информационного продукта выглядят следующим образом:
формирование баз данных для дальнейшей аналитической обработки:
маркетинговые исследования, стратегический анализ и т.д.;
архивы систематизированной информации;
формирование аналитических справок, обзоров, каталогов;
обеспечение достоверности и оперативности информации.
Назовем элементарные примеры недостатков предоставления справочных услуг (кроме юридических баз данных):
слабая ориентация на конечного потребителя (продукт предоставляется всем, кому нужен и кому нет - низкая доходность продукта), отсутствие систематического улучшения процесса создания продукта (стагнация в развитии - иллюзорное состояние благополучной компании), не использование современных информационных технологий в процессе создания продукта (низкая скорость и эффективность обработки информации, высокая вероятность ошибки).
Каждый из трех вышеперечисленных примеров обычного ведения деятельности справочно-информационной компании это предмет отдельной статьи, однако, практика показала, что при переходе к автоматическому способу обработки первичной информации систематизируется работа компании в целом, и, как следствие, повышается общее качество предоставления справочной информации.
Справочные системы - работа без оператора.
Вам когда-нибудь поступал звонок из редакции какого-либо справочно-информационного издания с просьбой подтвердить некие сведения? Так в наше время компании, разрабатывающие справочно-информационные продукты, проводят работы по выверке своей информационной базы. Основной объем работы при такой схеме выполняется операторами компании, а это повышает коэффициент человеческого участия и, как следствие, слишком высока вероятность ошибки в передаваемой информации.
Современные технологии предлагают бизнесу множество способов автоматизации бизнес-процессов. Формирование справочной системы не исключение. В идеальной ситуации любая справочная система может с легкостью формироваться при участии базы данных системы "Электронное Правительство" - портала правительства города, области, государства ( в зависимости от охвата справочной системы).
Схема 2. Идеальная система передачи данных при создании справочного продукта.
Данная схема базируется на использовании информации, предоставленной корпоративным клиентом о своем бизнесе, а затем проходяшей проверку в официальных уполномоченных органах. Клиент, обращаясь к государственному органу, зачастую передает огромное количество ценнейшей информации о своем бизнесе, начиная от адреса и номера телефона и заканчивая учредителями компании. Вся переданная информация проходит тщательный отбор на конфиденциальность и достоверность сведений и передается в свободную базу данных, созданную по заданному признаку. Далее подрядчик администрации на основании предоставленных данных создает справочное издание и занимается его распространением. Если справочник позволяет размещать дополнительную информацию (например, рекламу или обзорную статью), в данную цепочку добавляется еще одно звено - БАНК.
Схема 2 показывает принцип действия полностью автоматизированной схемы сбора и публикации информации в справочном издании. Опасность ошибки на этапе передачи сводится к минимуму благодаря передаче только той информации, которую представитель клиента занес в стандартизированную форму строгой отчетности. Кроме того, информация, полученная по каналам государственных учреждений, проходит последующую проверку в уполномоченных структурах, таких, как МВД, МНС и т.п.
Данная схема дает возможность стабильного и постоянного развития информационной системы по следующим направлениям, но не ограничивается ими:
автоматизированный анализ и систематизация информации,
формирование статистических данных,
обратная связь, возможность корректировки клиентом представленных данных,
завоевание новых клиентов и освоение новых информационных рынков.
Как оговаривалось выше, эта схема идеальная. Спустившись на землю, обнаруживаем, что информация, переданная в полном объеме в госструктуры, часто всплывает в виде бесплатных нелегальных баз предприятий и организаций, где наряду с общедоступной информацией о фирме встречается и конфиденциальная. Это не единственный минус. В условиях развитой "серой" экономики многие предприятия не заинтересованы в предоставлении валидной информации.
Есть еще и такой фактор, как качество работы бюрократического аппарата администрации города или области. При настоящем уровне заработной платы и низком профессиональном уровне бюджетного работника надеяться на квалифицированную и добросовестную обработку информации работниками администрации территориального субъекта не приходится.
В сложившихся условиях для стопроцентной автоматизации процесса сбора и обработки первичной информации необходимо создать специальное звено, концентрирующее и проверяющее информацию, полученную из различных источников, и заменяющее в этой части систему "Электронное Правительство". Таким звеном может стать только коммерческая компания, действующая от лица и по поручению ответственного государственного органа.
В настоящее время данная концепция находит свое воплощение на веб-сайте http://bts.irtel.ru . Усилия компании БТС в формировании инновационного регионального продукта являются уникальными для рынка России. Однако, также очевидно, что данное улучшение региональных справочно-информационных систем имеет в своем корне глобальные тенденции, и время сбора информации "через оператора" проходит. Основными источниками первичных данных становятся государственные органы и банковские хранилища информации.
Литература
Статистика науки и инноваций. Краткий терминол. словарь/Под. ред. Л.М. Гохберга - М.: Центр исследований и статистика науки, 1996. - С. 30-31.
Инновационный менеджмент /Под ред. Ильенковой С.Д. - М.: Юнити. - 1999.
Инновационная деятельность кредитных организаций // Менеджмент в России и за рубежом. -2001.-№1. (http://cfin.ru/press/management/2001-1/index.shtml)