Внешнеэкономическая стратегия для
Иркутской области
Янчуковский Владимир Николаевич
Какой мы хотим видеть Иркутскую область в новом тысячелетии? Вопрос этот - далеко не праздный. Анализ результатов внешнеэкономической деятельности Иркутской области за последние несколько лет показывает, что область включилась в мировое хозяйство в качестве аутсайдера, поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовой продукции. В нашем регионе предполагается реализовать несколько новых крупномасштабных проектов в области горного дела, заготовки древесины, добычи газа и его транспортировки и т.д. Большинство из них не рассчитано на то, чтобы сырье перерабатывалось на месте.
Все это не отвечает долгосрочным экономическим интересам области, ни основной цели реформ, которой правительство объявило формирование высокотехнологичного, эффективного и конкурентоспособного хозяйства при опоре на собственный потенциал, использование преимуществ международного разделения труда, освоение новых, прогрессивных технологий производства, имеющихся за рубежом.
В современных условиях глобализации мировой экономики и общей либерализации экономической политики России особую значимость приобретает развитие внешнеэкономической деятельности её регионов. В существующих в настоящее время предпосылках развития внешнеэкономической деятельности Иркутской области присутствует ряд факторов, оказывающих негативное влияние на формирование и эффективное функционирование внешнеэкономического комплекса региона. К их числу относятся:
недостаточная конкурентоспособность продукции с высокой степенью переработки;
высокая степень износа производственных фондов предприятий внешнеэкономического комплекса Иркутской области и ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов этих предприятий;
неразвитая система сертификации и контроля качества экспортной продукции, обуславливающая снижение валового объема валютной прибыли;
переориентация импорта на удовлетворение текущих потребностей региона. Подобная переориентация ухудшает конкурентную ситуацию для действующих на территории области предприятий аналогичного профиля и снижающая суммарную эффективность внешнеэкономической деятельности;
отсутствие нормативно-правовой базы для перехода от простых товарообменных операций к развитым формам международного сотрудничества;
недостаточная координация деятельности предприятий и организаций, участвующих в формировании инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.
С учетом основных факторов, определяющих состояние и перспективы развития внешнеэкономической деятельности Иркутской области, очевидна необходимость формирования долгосрочной внешнеэкономической стратегии.
Основной целью разработки стратегии является определение путей развития внешнеэкономической деятельности Иркутской области, обеспечивающих гармоничное вхождение хозяйственного комплекса региона в систему мировых хозяйственных связей. Средствами достижения данной цели являются повышение эффективности внешнеэкономической деятельности области на основе последовательного улучшения экономических показателей, рационализации товарной структуры экспортно-импортных операций, развития импортозамещающих производств, повышения конкурентоспособности продукции предприятий и организаций, роста экспорта услуг, оптимизации географической структуры внешнеэкономических связей. А также привлечения в региональную экономику передовых технологий, современного опыта управления, использования прогрессивных форм привлечения иностранных инвестиций и развития въездного туризма в Прибайкалье.
Необходима последовательная политика формирования международной специализации Иркутской области, рассчитанная на использование возможностей мирового разделения труда, как для оптимального удовлетворения потребностей региона, так и для селективного развития экспортных производств. Основой такой политики является выбор рациональной стратегии развития внешнеэкономической деятельности Иркутской области.
На мой взгляд, оптимальная стратегия внешнеэкономического развития Иркутской области должна сочетать элементы экспортно-ориентированной и импортозамещающей моделей с учетом исторических особенностей, текущих реалий региональной экономики и современных тенденций развития мирового хозяйства.
При рассмотрении реальной практики разработки региональных стратегических документов в области внешнеэкономической деятельности, несмотря на ряд достоинств, можно сделать некоторые выводы об имеющихся общих недостатках. Таких, как отсутствие единой методологии и методики разработки составных частей стратегии ВЭД регионов и игнорирование использования экономико-математического инструментария для оценки потенциала области, разработки прогнозов и формирования вариантов стратегии развития.
ВЭД - это сложная сфера политической и хозяйственной деятельности, и проблемы ее развития требуют к себе большего внимания, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны коммерческих структур. Реализация внешнеэкономической стратегии предполагает активное участие региональных органов управления в развитии внешнеэкономической деятельности, координацию федеральных, межрегиональных, областных и местных управленческих структур, взаимодействие органов власти и деловых кругов.
В настоящее время Иркутская область стоит перед необходимостью разработки долгосрочной внешнеэкономической стратегии. Только разработав осмысленную стратегию внешнеэкономической деятельности, область сможет обеспечить устойчивые темпы роста внешней торговли и уменьшить свою уязвимость в мировых хозяйственных связях, которая характерна любой экономике, выступающей в качестве топливно-сырьевого придатка развитых государств.