К вопросу о коммерционализации
некоммерческой организации 
(на примере иркутского областного диагностического центра)

Семенова Людмила Александровна

В настоящее время в стране существует множество бюджетных организаций, которым не просто действовать в рыночных условиях и которым приходится учиться заниматься коммерческой деятельностью. Вопрос о коммерционализации некоммерческих организаций актуален в связи с тем, что бюджетного финансирования им явно не достаточно для нормального функционирования. Приходится искать свои пути решения проблем недофинансирования. Многие бюджетные организации находят это решение в коммерческой деятельности. Их цель - зарабатывать собственные средства для нужд организации, которые идут на развитие материально-технической базы, повышение заработной платы сотрудников и максимального использования потенциала организаций. К таким организациям относятся учреждения образования, здравоохранения, научные, спортивные объединения, органы государственного и муниципального управления и т.п. 

Цель статьи - оценить правомерность и целесообразность коммерческой деятельности некоммерческой организации на примере Иркутского областного диагностического центра.

Иркутский областной диагностический центр (ИОДЦ) (открыт 10 июля 1999 г.) - самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее высококвалифицированную диагностическую, консультативную и лечебную помощь населению Иркутской области.

Согласно "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. № 5487-1 сегодня основными источниками финансирования здравоохранения являются:

  1. Бюджетные средства всех уровней (федеральный, региональный, муниципальный);

  2. Средства, поступающие по системе обязательного и добровольного медицинского страхования (ОМС, ДМС);

  3. Личные средства граждан. 

Несмотря на то, что на государственные и муниципальные системы возложены функции по предоставлению населению страны бесплатной гарантированной медицинской помощи, платные услуги населению, согласно действующего законодательства, могут оказываться всеми учреждениями без исключения, как государственными и муниципальными, так и коммерческими (частными) организациями. Специфика деятельности Иркутского областного диагностического центра заключается в том, что как бюджетная организация Центр выполняет бюджетные квоты, финансируемые за счет средств бюджета различных уровней и системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

Финансирование ОМС и бюджетное финансирование составляют сегодня 50% от возможностей Центра. Этот факт является одним из главных аргументов в пользу предоставления медицинских услуг Центром населению на платной основе. Получив разрешение на подобную деятельность, с апреля 2000 года Иркутский областной диагностический центр начал оказывать платные услуги населению. 

Основой организации коммерческой деятельности Центра служат Приказ МЗМП РФ, регулирующий порядок оказания платных услуг (от 23.03.96 № 109 "О Правилах предоставления платных медицинских услуг населению"), Постановление Правительства РФ от 13.01.96 № 27 "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями". 

Иркутский областной диагностический центр, являясь бюджетной некоммерческой организацией, имеет право осуществлять коммерческую деятельность на основании Ст. 50 ГК РФ, в которой записано, что "некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям". Цель деятельности ИОДЦ - поддерживать и улучшать здоровье и качество жизни пациентов, предоставляя им высококлассное медицинское обслуживание. Оказание платных медицинских услуг служит достижению поставленной цели и соответствует ей. 

Право на занятие предпринимательской деятельностью зафиксировано в соответствии со Ст. 52 ГК РФ в Уставе Государственного учреждения здравоохранения Иркутского областного диагностического центра. 
Основными задачами организации коммерческой деятельности Иркутского областного диагностического центра являются:

Основываясь на "Правилах предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", ИОДЦ вправе оказывать медицинские услуги на платной основе в следующих случаях: 

Платные услуги предоставляются в течение рабочего времени с соответствующим удлинением продолжительности рабочего времени отдела пропорционально времени, затраченному на проведение платных услуг. Время, затраченное на предоставление платных медицинских услуг, не отражается в графике основной работы специалистов. Время, затраченное на предоставление платных медицинских услуг, во всех случаях отражается в табеле, который сдается одновременно со списком на оплату за предоставление платных медицинских услуг. Рабочий день сотрудников в Диагностическом центре удлинен на 1,5 часа для оказания платных услуг. Но эти услуги оказываются в определенном порядке вместе с бюджетными, а не после основного рабочего времени. 
Поток пациентов Иркутского областного диагностического центра показан на схеме 1: 

Схема 1. Рынок платных медицинских услуг Иркутского областного диагностического центра

Рынок платных медицинских услуг Иркутского областного диагностического центра представлен четырьмя основными сегментами:

1. Сегмент "ДМС" (ДМС)
Этот сегмент целевой аудитории рынка платных медицинских услуг Диагностического центра представлен гражданами, застрахованными страховыми компаниями, имеющими лицензию на деятельность в сфере добровольного медицинского страхования. 

2. Сегмент "Юридические лица" (ЮР)
Данный сегмент представлен различными организациями и предприятиями, которые заключают прямые договоры с Диагностическим центром с целью обследования своих сотрудников. Чаще всего договоры являются краткосрочными. Это значит, что Центр предоставляет тот объем услуг, который оговорен в договоре, а юридическое лицо оплачивает данные услуги по условиям договора. Оплата может производится постфактум, т.е. по предоставленным Центром реестрам, либо организация осуществляет 100% предоплату. Также возможны и варианты бартерных сделок. 

3. Сегмент "Физические лица" (ФИЗ)
Физические лица - это население Иркутска, Иркутской области, других регионов России, граждане ближнего и дальнего зарубежья. Это люди, которые желают получить медицинские услуги Центра за личные средства. 

4. "Семейный Абонемент" (СА)
"Семейный Абонемент" является отдельным сегментом целевой аудитории рынка платных услуг Центра, так как его владельцами могут быть как физические, так и юридические лица. Абонемент выполняет роль "вклада" - клиент вносит определенную сумму сегодня, а воспользоваться услугами центра может в любое удобное для него время в течение двух лет. Клиент приобретает Абонемент Диагностического центра в виде карточки, осуществляя предоплату на получение медицинских услуг в Диагностическом центре. 

"Семейный абонемент" гарантирует получение медицинских услуг в ИОДЦ без дополнительных затрат, предоставляет 7% скидку и дает возможность динамического наблюдения за здоровьем всей семьи. Медицинские услуги ИОДЦ может получить не только владелец Абонемента, но и члены его семьи, а также любой другой человек по желанию владельца.
Доход от платных медицинских услуг Центр получает при оказании их всем четырем сегментам рынка платных медицинских услуг ИОДЦ. Самый высокий доход Центр получает от реализации медицинских услуг физическим лицам (65,6%), затем от ДМС (24, 9%), юридических лиц (8,2%) и "Семейного Абонемента" (1,3%). 

Иркутский областной диагностический центр обслуживает наибольшее количество пациентов по бюджету и ОМС (в этом случае для пациента исследования проводятся бесплатно при наличии полиса и направления). Количество платных исследований в среднем составляет 38% общего числа проводимых исследований. За 2001 г. доля платных услуг выросла с 32,43% до 41,5%. 

Рыночные отношения влекут за собой децентрализацию управления многими отраслями, в которых функционируют некоммерческие организации. Это значит, что многие управленческие функции переходят к самостоятельно хозяйствующим учреждениям и организациям, что способствует их развитию, увеличению объема платных услуг, которые они предоставляют в рамках коммерческой деятельности, развитию маркетинговых подходов к решению проблем, а также внедрению разнообразных форм предпринимательства. Но независимо от варианта развития коммерческой деятельности некоммерческой организации особое внимание нужно уделять вопросам эффективного управления и грамотной маркетинговой политике.

Маркетинговая политика Иркутского областного диагностического центра направлена на увеличение доходов организации путем увеличения сегментов рынка платных услуг Центра через удовлетворение спроса на услуги, пользующиеся огромной популярностью, и увеличения спроса на услуги, не пользующиеся особой популярностью. Для этого производится постоянный мониторинг рынка платных медицинских услуг, и разрабатываются соответствующие рекламные кампании.

Для того, чтобы увеличить доходы Центра, предлагается развитие коммерческой деятельности как медицинского, так и немедицинского характера. Под новыми направлениями медицинского характера понимается увеличение спектра предоставляемых услуг за счет приобретения нового оборудования, внедрения новых методик диагностики, проведение телемедицинских консультаций, проведение консультативных приемов на дому, внедрение новой системы "Семейный доктор" и т.д. Под коммерческой деятельностью немедицинского характера понимается деятельность, сопутствующая медицинской. Это организация санаторно-курортного лечения, открытие пансионата для иногородних пациентов и т.д. 

Важно отметить и еще один аргумент в пользу предоставления платных услуг учреждениями здравоохранения. Главная задача оказания медицинской помощи - это достижение социального эффекта (снижение уровня заболеваемости населением, повышение качества жизни). Но современные условия заставляют задуматься и об экономическом эффекте (рост доходов учреждения здравоохранения). Перевес в сторону социального эффекта приводит к финансовым потерям, а перевес в сторону экономического - к потере имиджа учреждения. Полученный доход способствует появлению новых видов исследований и методов лечения. А это, в свою очередь, приводит к достижению социального эффекта. Поэтому социальный и экономический эффект должны находиться в динамическом равновесии.

Подводя итог, нужно отметить, что коммерческая деятельность лечебно-профилактических учреждений правомерна и целесообразна, при этом социально-экономическая значимость платных медицинских услуг очень велика. Оказание платных медицинских услуг является наиболее управляемым со стороны медицинского учреждения процессом, который позволяет получать дополнительные доходы.

Литература

  1. Долгая В.М., Самодин В.И., Шамшурина Н.Г. и др. Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. - М., 1997. - 256 с.

  2. Кадыров Ф.Н. Платные медицинские услуги. - М.: Грантъ, 1999. - 496 с. 

  3. Мартынчик С.А., Худяков М.Б. Организация медицинской помощи в сфере платных медицинских услуг. Маркетинг. Управленческий учет. Финансовый менеджмент. - М.: Междун. центр финанс.-экон. развития, 1999. - 208 с.