Архитектура системы
"Дифференцированное обучение через Интернет"

Юдалевич Наталия Владимировна

В настоящее время, когда практически образование хорошего уровня платно, актуальной становится проблема получения качественного образования.

В связи с этим и с широким распространением компьютеров и INTERNET (во всем мире и в нашей стране) появилась возможность обучать людей с помощью новейших средств коммуникаций. Можно одобрять или не одобрять этот путь получения образования, но он реально существует и имеет полное право на жизнь, как дополнение, альтернатива или вариант традиционного образования. Имеется много статей, осуждающих дистанционное образование (ДО), как метод, не дающий желаемого результата и имеющий массу недостатков. С этим можно соглашаться, можно спорить, проблема так и останется дискуссионной. Тем не менее, в настоящее время в INTERNET можно найти дистанционные курсы, которые успешно функционируют в рамках своей концепции и своих задач.

При создании дистанционных курсов особо остро стоит проблема формирования и разработки курса, его структуры, учебного материала, системы контроля знаний и других компонент. Проблема состоит в том, что курс нужно адаптировать, а иногда и вовсе перестроить с учетом того, что материал должен будет функционировать в INTERNET, а для этого необходимы специальные знания (язык HTML, работа с графикой и др.). К сожалению, у рядового преподавателя (специалиста в своей предметной области) отсутствуют такие знания и навыки.

Чтобы облегчить встраивание готовых материалов в курсы, основанные на WEB-технологии, и максимально скрыть от преподавателя рутинную сторону разработки курсов для Интернет, необходимо создать интерактивную систему, предназначенную для этих целей.
Такая система ("Дифференцированное обучение через Интернет") в настоящее время разрабатывается в Байкальском институте бизнеса и международного менеджмента. Система основана на формальной KFS-модели представления учебного материала, описанной в работе к.ф.-м.н. Курганской Г.С. (г. Иркутск, ИГУ)

Система состоит из следующих подсистем:

1. "Конструктор курсов"
Программа формирования учебных курсов состоит из следующих этапов и возможностей работы:

1.1. Создание нового учебного курса из общей учебной программы, утвержденной учебным заведением
1.2. Открытие созданного учебного курса и слоя курса для разработки, доработки и модификации

1.2.1. Добавление нового учебного блока в учебный курс
" Название, nickname, дата/время создания и т.д.

1.2.2. Корректировка существующего учебного блока по всем пунктам предыдущего раздела. В том числе, подключение файлов входного/выходного контроля (или гиперссылок на них)

1.2.3. Удаление ненужного блока, если это возможно (нельзя удалять блок, у которого есть "дети" и/или "клоны")

1.2.4. Определение путей изучения курса

1.2.5. Удаление всех существующих путей изучения курса

1.2.6. Перенумерация (изменение порядка следования) учебных блоков

1.3. Удаление ненужного (устаревшего) по тем или иным причинам учебного курса вместе со всеми слоями курса

1.4. Создание нового слоя (версии) учебного курса. Можно создавать различные версии одного и того же курса с учетом того, для какой аудитории будет читаться курс.

1.5. Переименование слоя учебного курса

1.6. Работа со слоем учебного курса

1.6.1. Детализация существующих учебных блоков

1.6.2. Удаление ненужных учебных блоков

1.6.3. Добавление новых блоков в слой

1.7. Исследование полученного учебного курса

1.7.1. Построение дерева связей (матрицы смежности)

1.7.2. Нахождение входов в учебный курс, т.е. учебных блоков, с которых можно начинать изучение курса (их может быть несколько)

1.7.3. Определение выхода (выходного блока). Надо, чтобы он был один, т.к. результат обучения по курсу, цель курса должна быть единственная.

1.7.4. Построение путей изучения учебного курса. В зависимости от установленных профессором связей между учебными блоками, наличия входов и выхода из курса можно сформировать несколько возможных путей изучения материала.

1.8. Рекомендация разработчиком курса путей изучения учебного материала из путей изучения, предложенных программой

1.9. Сдача курса (слоя курса) в деканат на аттестацию

2. "Студент"
Программа обучения по курсам, построенным подсистемой "Конструктор курсов" имеет следующие возможности:

2.1. Студент записывается на некоторую учебную программу факультета (ВУЗа), заполнив анкету и написав заявление на выбранную им программу

2.2. Получает login и password (password можно менять в процессе учебы)

2.3. Обучаясь по программе, студент получает список учебных курсов, которые должен изучить.

2.4. При первом входе в курс студенту предоставляется возможность выбрать из списка путей изучения материала, рекомендованных профессором, путь изучения, наиболее приемлемый для него

2.5. После этого ему каждый раз при входе выдается этот (выбранный) путь

2.6. Студент может работать с тем блоком, который ему доступен на данный момент, т.е. тот, для которого пройдены все предыдущие блоки и сданы все предыдущие тесты. В каждый момент доступны учебные материалы всех блоков, по которым пройдены входные/выходные контроли знаний, а сам контроль знаний доступен только в текущем учебном блоке. По всем пройденным дисциплинам студент может просмотреть выставленную тьютором оценку и комментарии к ней. Студента не допускают до следующего блока, пока он не пройдет выходной контроль текущего блока (если он есть) и входной контроль следующего блока (если он есть). Вся работа студента протоколируется, т.е. известно, когда и сколько времени студент работал над определенным учебным материалом или тестовым заданием и какие баллы получал.

2.7. Итоговая оценка может выставляться:

2.7.1. Исходя из текущих оценок

2.7.2. По финальному тесту

2.7.3. Исходя из первых двух условий, с учетом протокола работы над материалами курса

3. "Тьютор"
Программа мониторинга и контроля за процессом обучения студентов предполагает следующие возможности работы:

3.1. Работа тьютора заключается в сопровождении процесса обучения. Тьютор смотрит, как студенты изучают учебный материал, просматривает результаты выполненных заданий, выставляет оценки по учебным блокам, допускает или не допускает студента к следующему учебному блоку, предлагает студенту пройти текущий учебный блок повторно, для получения положительной оценки и т.д.

4. "Деканат" 
Программа администрирования:

4.1. Администратор - сотрудник деканата выполняет следующие виды работ: ведет работу с преподавателями, студентами, предметами, учебными программами

4.1.1. Администратор может добавлять, редактировать данные о преподавателе, назначать ему login и password, назначать преподавателя (тьютора) на определенную программу, удалять преподавателя с программы. 

4.1.2. Администратор может редактировать данные о студенте, назначать ему login и password, зачислять его на определенную программу обучения в соответствии с заявлением студента, отчислять студента с программы

4.1.3. Администратор может формировать список учебных программ, списки дисциплин, изучаемых на той или иной программе, редактировать эти списки

4.1.4. Администратор может писать обьявления тьюторам и/или студентам на определенную программу и редактировать их.

Система ориентирована на работу с любым браузером, поддерживающим графический интерфейс. Система основана на технологии клиент-сервер. На сервере установлено программное обеспечение: сервер баз данных Postgres и язык обработки запросов PHP/FI 4.0. Все программные модули написаны на языке PHP с использованием языка HTML и SQL-запросов к базе данных POSTGRES, что позволяет организовать оперативное взаимодействие машин-клиентов с сервером баз данных, не требуя никакого программного обеспечения со стороны пользователя кроме стандартного браузера. 

Разрабатываемая система расположена и функционирует на сайте Байкальского Института Бизнеса и Международного Менеджмента Иркутского Государственного университета ( http://www.edu.buk.irk.ru ).

Литература

  1. Брэндон Д. PHP/FI Version 2.0 /Пер. с англ. Ю. Плетнева // http://www.citforum.ru/internet/php/

  2. Stig S. Bakken and all. PHP3 Manual // http://www.devshed.com/Server_Side/PHP/Manual/manfiles/

  3. Selena Sol. Introduction to Databases for the Web// http://www.stars.com/Authoring/DB/Intro/

  4. Брэндон Д. PHP/FI Version 2.0 /Пер. с англ. Ю. Плетнева// http://www.citforum.ru/internet/php/

  5. Stig S. Bakken and all. PHP3 Manual// http://www.devshed.com/Server_Side/PHP/Manual/manfiles/