Организация обучения в системе дифференцированного Интернет-обучения "Гекадем"

Пескова Людмила Анатольевна 

Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий значительно изменило многие сферы деятельности человека, позволив перейти от локальной модели взаимоотношений между людьми к распределенной дистанционной, при использовании которой возможно общение пользователей на значительном удалении друг от друга. Одной из таких сфер деятельности, использующей все преимущества современных информационных технологий, является образование, которое благодаря Интернет-технологиям получило возможность стать дистанционным (1,3).

Дистанционное образование становится все более актуальным. Потребителями сервисов Интернет-обучения являются как домашние, так и корпоративные пользователи. В последнее время все большее число корпоративных пользователей выбирают Интернет-обучение в качестве альтернативы традиционным методам обучения. Применение информационных технологий в образовании (по заочной или дневной форме обучения) должно быть комплексным, его главная задача - сформировать единое информационное пространство обучения (2). 

В настоящее время в России ведутся работы по развитию Интернет-образования. Довольно популярны сайты, на которых размещаются учебные курсы в формате гипертекста (4). Cоздаются системы, призванные поддерживать полностью учебный процесс в образовании. Например, система "Прометей" (5) - программная оболочка, которая не только обеспечивает дистанционное обучение и тестирование слушателей, но и позволяет управлять деятельностью виртуального учебного заведения. Но система для формирования курсов не работает в Интернет, а является автономной программой, устанавливаемой на локальном компьютере.
Представляет интерес система "Аванта", разработанная во ВГУЭС (г. Владивосток) (6). Эта система поддерживает разработку сетевых курсов и реализована в Интернет. 
Настоящая статья посвящена организации обучения в системе дифференцированного Интернет-обучения "ГЕКАДЕМ". 

Она была разработана в лаборатории информационных технологий Байкальского института бизнеса и международного менеджмента Иркутского государственного университета (БИБММ ИГУ), зарегистрирована в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатент), свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2001611742.

Система "ГЕКАДЕМ" может быть использована как для организации дистанционного обучения (второе высшее образование, повышение квалификации персонала предприятий), так и для повышения эффективности классического дневного образования. 

Для успешного дистанционного обучения необходима тесная связь между преподавателем и студентами.
В системе "Гекадем" эта связь реализована в подсистемах "Студент" и "Тьютор". 

Рис. 1. Взаимодействие подсистем

Рассмотрим подробнее эти подсистемы.
Общие принципы реализации этих подсистем дистанционного обучения в среде Интернет таковы. Первая страница представляет основную, общую информацию о подсистеме и дает возможность зарегистрированным пользователям пройти дальше, а тем, кто не имеет доступа, предоставляется возможность зарегистрироваться, т.е. заполнить регистрационные формы. 

Основными разделами, находящимися преимущественно на второй странице подсистем являются: информационный раздел, каталог учебных программ и курсов (для студентов).

Информационный раздел предназначен для знакомства пользователей с ресурсами подсистемы. Он дает возможность:

В разделе "Учебные курсы" предоставляется список программ/курсов для изучения и список пройденных курсов.

Подсистема "Тьютор"

Тьютор - это преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.

Специфика Интернет-обучения (краткость занятий, их интенсивный характер, работа с компьютером) предъявляет к тьютору требования, которые существенно отличаются от традиционных, как по личным качествам, так и по образу ведения занятий. 

Подсистема "Тютор" позволяет преподавателю удобно реализовывать все необходимые требования сопровождения Интернет- курса. Он имеет возможность контролировать процесс изучения курса каждым студентом, оценивать выполненные им индивидуальные задания, его работу в семинарах и, при необходимости, оказывать ему помощь или давать совет. 

Принципиально важна организация интерактивного обучения, вовлечение студентов в активное обучение. Необходимо анализировать результаты усвоения материала при различных видах занятий.
Тьютор может проводить общий анализ данных по изучению конкретного курса. Работа тьютора протоколируется в системе, что дает возможность руководству ее контролировать.

Помимо проверки заданий, тьютор со страницы подсистемы может общаться со студентом не только через электронную почту, но и имеет возможность отправить краткие сообщения по конкретному заданию. 

Тесты Online проверяются автоматически, но тьютор может посмотреть "Листинг" ответов любого студента, и порекомендовать ему на какие темы данного курса ему следует обратить большее внимание. 

Со страницы подсистемы "Тьютор" можно посмотреть: 

Подсистема "Студент"

В подсистему обучения также организован санкционированный доступ для студентов. Свое обучение студент начинает с выбора пути изучения дисциплин. В соответствии с методикой обучения студент последовательно изучает блоки, при этом он наглядно видит пройденный путь, может просмотреть свои результаты по любому блоку, который он уже изучил, и реально работает с текущим учебным блоком курса.

Процесс обучения настраивается в зависимости от категории обучающихся, уровня их подготовки. Существенным элементом обучения является контроль знаний. Каждый учебный блок может сопровождаться входным и выходным контролем знаний.
Студент допускается к изучению последующего блока только после успешной сдачи входного или выходного контроля. 

Процедурами контроля знаний могут быть конкретные задания, участие в общей дискуссии (семинар), специально разработанные тесты, в том числе и тесты в реальном времени. 

Разработанная система Интернет-обучения "ГЕКАДЕМ" позволяет всем группам пользователей системы свободно работать в удобное для них время в удобном месте. Требования к работе клиента минимальны: доступ в Интернет и наличие программы просмотра гипертекста в Интернет. В ней заполняются формы, по которым затем уже на сервере приложений формируется запрос к базе данных, и затем пользователь в ней же просматривает результат обработки запроса.

Литература

  1. Вербитский Г.А. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход.-М., Высш. Шк., 1992.-204с.

  2. Курганская Г.С. Некоторые особенности применения информационных технологий в бизнес образовании // Материалы междунар. науч.-практ. конф. "Бизнес-образование в условиях" глобализации мировых процессов". - Иркутск, 1997. - С.37-40.

  3. Курганская Г.С. Проблемы создания единого информационного пространства обучения // Материалы междунар. науч.-практ. конф. "Международное сотрудничество в бизнес-образовании: опыт и проблемы". - Иркутск, 1996. - С.55-57.

  4. Открытые курсы бизнеса и экономики // http://www.college.ru/economics/.

  5. http://www.prometeus.ru

  6. http://avanta.vvsu.ru