О необходимости обучения практическим навыкам аргументирования в высшей школе

Бокмельдер Дмитрий Александрович

Аргументация - комплексное, многогранное явление, и поэтому ее можно рассматривать под различными углами зрения. В данной статье кратко описаны основные теоретические парадигмы изучения аргументации и из трактовок этого феномена, предлагаемых различными научными направлениями, сделан вывод о практической значимости владения навыками аргументирования. Также будет обращено внимание на необходимость обучения практике аргументации в высшей школе.

Итак, рассмотрение аргументации возможно с разных точек зрения - философской, социальной, логической, психологической, когнитивной, языковой. В рамках каждой парадигмы предлагается свое определение аргументации, но заранее укажем, что ни одно из определений не может быть признано самым полным или наиболее адекватным: в каждом из них высвечивается одна из сторон этого сложного феномена, и предлагаемые ниже определения лишь дополняют друг друга, их совокупность помогает наиболее четко представить суть и значение аргументации. 

Наибольшее число исследователей видят аргументацию как способ рационального обоснования, во-первых, таких суждений, истинность которых не может быть с необходимостью выведена из других истинных суждений, и, во-вторых, суждений, которые не могут быть охарактеризованы как истинные/ложные. В первом случае речь идет об индуктивном (или не-дедуктивном) методе доказательства фактологических суждений, когда истинность доказываемой пропозиции следует не с необходимостью, но с той или иной долей вероятности. Примерами подобного рода рассуждений могут служить заключение о виновности/невиновности подозреваемого на основе улик, а также диагноз врача на основе симптомов и жалоб пациента. Индуктивная логика (термин, иногда используемый как синоним термину "теория аргументации") - хорошо развитая область знаний, и существуют определенные правила вероятностных рассуждений.

Менее разработанной и, в то же время, более интересной, на мой взгляд, оказывается логика приведения доводов в поддержку не-фактологических суждений. Что есть факт? Это нечто, существующее в природе независимо от (конкретного) человека. Высказывания о фактах природы могут быть либо истинными, либо ложными, и их можно - в полном смысле слова - доказать. Однако суждения о будущем, оценочные суждения, а также суждения, выражающие долженствование не могут быть оценены как истинные/ложные, и, следовательно, они не могут быть доказаны, в строгом смысле. Тем не менее, в различных ситуациях общения нам часто приходится обосновывать справедливость таких высказываний как: "Нас ожидает новый виток инфляции", "Он - отличный менеджер" или "Рискованно инвестировать в предлагаемый проект". Способом обоснования приемлемости таких суждений и является аргументация, в наиболее широко распространенном толковании этого термина. Коренное отличие суждений этого рода от фактологических заключается в невозможности их бинарной оценки: в то время как высказывание о факте будет только истинным или ложным, суждение с футуральным, оценочным или деонтическим предикатом может быть более или менее приемлемым. В зависимости от того, насколько вескими кажутся нам аргументы в пользу этого суждения, можно склониться к тому, чтобы согласиться или не согласиться с выдвигаемой пропозицией.

Таким образом, если сталкиваемся с необходимостью обосновать справедливость своего мнения или отношения к чему-либо, вынуждены аргументировать. И законы формальной или математической логики оказываются просто неприменимы для осуществления такого рода языковой деятельности. Хотя нельзя сказать, что современная теория аргументации уже выработала четкий "свод законов" обоснования мнений, имеется ряд серьезных исследований, дающих теоретические и практические основания для овладения навыками аргументации. Такие умения были бы суть важны при изучении гуманитарных дисциплин в высшей школе. Ведь диплом, диссертация или другое серьезное исследование в любой гуманитарной области - будь то история, антропология, психология, социология, лингвистика, экономика и т.д. - это ни что иное как акт аргументации. Овладев основами теории аргументации, студенты и аспиранты могли бы более критически оценивать предлагаемую информацию и создавать собственные дискурсы, обладающие высокой степенью убедительности. 

Выше был обсужден взгляд на аргументацию, которого придерживаются теоретики неформальной логики. Однако психологи, социологи и философы-прагматики рассматривают аргументацию в другой перспективе. Для них цель аргументирующего - рациональными методами убедить собеседника в приемлемости своей точки зрения таким образом, чтобы эта точка зрения стала его интеллектуальной собственностью. Конечный результат такого действия, ожидаемый от разумного адресата - это его действие, обусловленное принятием высказанной пропозиции. Таким образом, субъект аргументации преследует чрезвычайно важную цель - изменить поведение объекта воздействия и, следовательно, изменить мир. 

Многими учеными явно или неявно признается ограниченность силы воздействия рациональных аргументов на большие массы людей. Это объясняется нашей недостаточной (несовершенной) рациональностью. По выражению Ф. Ницше, когда тысяча людей стоят плечом к плечу, у каждого есть свое сознание плюс какое-то еще. Однако именно с помощью аргументов рациональными людьми принимаются решения по таким вопросам, как: казнить или помиловать обвиняемого; клонировать или не клонировать человека; расширять или не расширять производство; повышать или не повышать тарифные ставки и множеству других более или менее важных вопросов. Помня о том, что в ВУЗах воспитывается будущая административная и деловая элита, которой предстоит принимать решения, определяющие порядок жизни российского народа, нельзя не признать необходимость изучения аргументации и как инструмента рационального воздействия.

Кроме того, ученые-когнитивисты рассматривают аргументацию как способ мышления. Действительно, прежде чем высказать некую совокупность пропозиций, которые обоснуют мнение говорящего или повлияют на поведение слушающего, необходимы умственные усилия, направленные на производство этих пропозиций, связывание их в цепь, оценку силы этой связи, а также степени приемлемости этих пропозиций для конкретного адресата и т.д. То есть овладеть навыками аргументации значит еще и научиться критически размышлять - умение, необходимое в ситуациях принятия решений, особенно в процессе профессиональной деятельности.

На практических занятиях по философии, экономике, иностранному языку и другим общегуманитарным дисциплинам студенты часто получают задания, связанные с выражением мнения по определенному вопросу и обоснованием этого мнения. Преподаватели интуитивно понимают важность обучения практическим навыкам аргументации. Однако такое обучение было бы много более эффективным, если четко осознать его необходимость и поставить на прочную теоретическую основу.