Электронный бизнес приходит в регион

Тагворян Тигран Каренович

Сегодня трудно игнорировать тот факт, что Интернет постепенно становится частью повседневной жизни. Залогом его растущей популярности служит то, что для полноценной работы в Сети достаточно базовых навыков работы на ПК. Более того, эффективная визуализация представленной в Сети информации позволяет пользователю концентрировать все свое внимание на потреблении ресурсов сети, тратя минимум времени и усилий на изучение технологии работы. Исходя из этого, складывается высокая коммерческая привлекательность сети Интернет как канала распределения продукции. 

В последнее время Интернет приобрел и другую роль. Многие компании рассматривают Сеть не только как инструмент для продвижения своей продукции (электронная коммерция), но и как информационную платформу для организации и ведения бизнеса (электронный бизнес). 

Электронная коммерция и электронный бизнес

Много уже написано о том, какие возможности открывает электронная коммерция перед предприятиями. Сегодня, в зависимости от масштабов деятельности, в электронной коммерции существуют две основные формы ведения бизнеса:

Электронная коммерция является одной из компонент электронного бизнеса - отрасли, включающей все стороны деловых отношений в сети, в том числе продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей и партнерских отношений.

Электронный бизнес можно подразделять на две сферы.

Первая - программное обеспечение для совместной работы. Улучшая возможности связи и совместной работы с информацией, такие приложения способствуют эффективному взаимодействию компаний.

Вторая - программное обеспечение для электронной коммерции, обеспечивающие безопасное проведение коммерческих операций. С их помощью компании укрепляют связи с имеющимися клиентами и привлекают новых, рекламируют и продают товары, а при продаже информационных продуктов (таких, как программы или аналитические обзоры) - доставляют товар клиенту. 

Крупное предприятие может использовать принципы электронного бизнеса при закупке сырья, производстве, маркетинге и продажах. Таким образом, все внутренние бизнес-процессы благодаря технологиям электронного бизнеса осуществляются через Интранет (Интранет как бы накладывается на Интернет), а с поставщиками и клиентами взаимодействие идет через Интернет и Экстранет, что повышает производительность и снижает расходы.

Развитие отрасли

Начиная с середины 90-х годов, во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование, в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. Появилось большое количество книжных магазинов, магазины компакт-дисков и видеокассет, винные магазины. Сейчас практически любые товары можно купить через Сеть. В 1997 оборот мировой электронной торговли превысил 10 млрд. долларов. Среди лидеров можно назвать всем известные компании Dell, Cisco, Amazon. 

К 2002 году объем продаж через Интернет превысил 200 млрд. долларов. При этом 80% оборота составляют операции между хозяйствующими объектами (business to business). 

До 1998 года в российской части Сети практически отсутствовали полномасштабные электронные магазины, учитывающие российскую специфику - противоречивость законодательства, отсутствие необходимой инфраструктуры оплаты и доставки заказов. В 1998-99 годах ситуация стала постепенно изменяться - появилась система онлайновых платежей через Интернет, появился полномасштабный электронный магазин OZON (www.ozone.ru) и технологии, учитывающие специфику российских методов оплаты и особенности российских пользователей. 

Региональные возможности

На сегодняшний день региональные компании имеют перед собой огромные возможности по внедрению элементов электронного бизнеса в деятельность. Кроме того, инвестиционные барьеры для входа в сферу электронного бизнеса и коммерции минимальны. Встает вопрос, почему большинство иркутских компаний не стремятся продвигать свою продукцию, используя средства электронной коммерции, а те единицы, которые успели попробовать, остались явно разочарованными, чаще недовольными от полученных результатов. Оговорюсь, что есть и исключения. Единичные коммерчески успешные проекты электронного бизнеса или электронной коммерции лишь подтверждают тенденцию. 

Основная проблема, замедляющая перевод деятельности фирм в сферу электронного бизнеса, это отсутствие четкой (прямой), а главное, положительной связи между инвестициями и доходом. Иными словами, каждый бизнесмен хочет знать, насколько вырастут его доходы после открытия корпоративного сайта или Интернет магазина. Сегодня компании уделяют больше внимания планированию своих денежных потоков. Необходимость же новых инвестиций в электронную коммерцию - область бизнеса, имеющую характеристики бермудского треугольника - рассматривается с чрезмерной скрупулезностью. 

При относительной дешевизне средств ведения электронного бизнеса замедляющим фактором также служит провинциальная осторожность, обусловленная отсутствием мощных финансовых тылов. Немногие региональные компании могут себе позволить открыть хороший сайт с обратной связью (использующий эффективную систему online работы с пользователями: клиентами, поставщиками, партнерами и др.) только лишь ради повышения имиджа компании или как одно из средств поддержания связей с передовой общественностью. 

Региональным компаниям нужна помощь в осознании открывающихся возможностей по продвижению и повышению эффективности деятельности своей компании. Но, первоначально, необходимо хотя бы стимулировать в них стремление искать новые решения для своего бизнеса в сфере электронного бизнеса. 
Нельзя не согласится, что на первый взгляд перспективы электронного бизнеса или электронной коммерции достаточно туманны. Во-первых, количество российских постоянных пользователей Интернет (работающих в Интернет не реже одного раза в месяц) составляет не более трех процентов от взрослого населения страны. Данный показатель приводится по всей России, учитывая центр, в регионах же он значительно ниже. 
Кроме того, многие пользователи Интернет рассматривают Интернет-магазины как витрины, иными словами, находят и изучают искомый товар в Интернет магазине, а затем покупают в обычном магазине. 
Несовершенство платежных систем является ещё одной причиной недоверия к системам электронной коммерции и электронного бизнеса. 

Необходимо также отметить, что в недалеком прошлом сверхоптимистические ожидания по темпам роста электронного рынка привели многомиллиардные инвестиции в сферу электронной коммерции в мире. Но когда бум прошел, многие Интернет проекты рассыпались. Как следствие - доверие к Интернет-проектам было сильно подорвано. 
Тем не менее, на региональном уровне предприятиям открыт широкий доступ к ресурсам, таким, как:

Получается, что профессиональные разработчики разных компонент электронного бизнеса широко присутствуют на рынке. На откуп компании остается сопоставить все компоненты и получить единое целое, конечный проект по переводу предприятия на рельсы электронного бизнеса. К сожалению, единицы обладают профессиональными специалистами в изучаемой сфере.

Что делать?

Для того, чтобы завлечь компании в электронную среду необходимо им предоставить готовое решение с описанием конечного положительного результата. Подготовка данного решения предполагает всестороннее изучение деятельности компании и определение необходимых инвестиций для перехода на электронную систему работы.

Сегодня существуют два основных подхода к переходу в сферу электронного бизнеса. Первый утверждает, что компания должна полностью перевести свой бизнес в электронный. Второй утверждает, что компания должна постепенно осуществлять переход. При этом сторонники революционного перехода полагают, что при пошаговом подходе компания, решившаяся на переход, не получит результата. 

Оба подхода верны в определенных обстоятельствах. Если речь идет об электронной коммерции, то возможен вариант пошагового внедрения систем электронной коммерции. В случае реинжиниринга компании для перехода к системе электронного бизнеса необходим полный реинжиниринг всех бизнес процессов.

Подготовка готовых решений электронной коммерции и электронного бизнеса требует развития профессионального консалтинга в данной сфере на региональном уровне. Рынок консалтинговых услуг вполне адекватно отреагировал на зарождающийся спрос. По оценкам, рост консалтинговых компаний, которые способны решать проблемы своих клиентов как в области управления, так и в области технологий, составляет 15-25%, в то время как у "чистых" консультантов он не превышает 10-13%. 

Необходимо также иметь квалифицированные кадры в компании, которые будут на одном уровне разбираться в бизнесе и технологиях электронной коммерции, и направлять компанию к неизбежным переменам. Сегодня специалистов в сфере электронной коммерции нет. На их роль претендуют бывшие технические специалисты, связисты, программисты и др. Проблема в том, что они не являются специалистами в бизнесе и не могут перевести свой взгляд от решения конкретных локальных проблем, на весь бизнес в перспективе, другими словами на комплексные возможности повышения эффективности дела. Некоторые ВУЗы уже начали подготовку так необходимых специалистов, и можно ожидать, что через несколько лет вырастут настоящие профессионалы электронной коммерции и бизнеса. 

Отсутствие кадров - это не единственная серьезная проблема отрасли. Несовершенство платежных систем и электронного законодательства также тормозят развитие электронного бизнеса.
Несмотря на существующие проблемы, компании пытаются развиваться. И некоторые региональные Интернет проекты все-таки выходят в свет. 
Хороший пример электронной коммерции - это иркутский (при условии, что территориальное деление уместно в Интернет) магазин фирмы "Атон" (www.atonshop.ru). 

Пример электронного бизнеса - это внедрение комплексной информационной системы на ликероводочном заводе "Кедр".

Потеря рынка электронной коммерции сегодня, может послужить причиной потери главного конкурентного преимущества российского бизнеса в глобальном бизнесе будущего, приход которого рьяно прогнозируется мировыми аналитиками в течение последних 10 лет. Выход есть: учится, учится и учится. 

Литература:

  1. Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. - М.: Открытые системы, 2000. - 224 с.

  2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, исправленное - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 480 с.

  3. Логистика: Учебник/Под ред. Б.А. Аникина: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 352 с.

  4. Банерджи П., Баумер Р., Бек С., и др. Принцип электронного бизнеса. О фантазерах, мистиках и реалистах. Идея и способ функционирования новой экономики. - М.: Открытые системы, 2001 - 224 с.

  5. Минс Г. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке. - М.: Альпина, 2001 - 280 с.

  6. Бокарев Т. Энциклопедия интернет рекламы // www.promo.ru 

  7. Информационно консалтинговый центр по электронной коммерции // www.e-commerce.ru

  8. Под ред. Красновой В. и Привалова А. 7 нот менеджмента. - 5-е изд., доп. - М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 2001 - 656 с.

  9. Развитие Бизнеса.Ру. Электронная коммерция // www.devbusiness.ru

  10. Межкорпоративный бизнес в Интернет. 11 мифов об Интернет // www.business2business.ru

  11. Инструменты для сбора и анализа статистки Интернет проектов // www.spylog.ru

  12. Новости мирового интернета // www.monitoring.ru

  13. Электронная коммерция в Интернете //Желтые страницы: Интернет. - 2001- №6-7 (24-25)'2001. (http://yp.piter.com)