Использование системы rims при решении задач регионального управления

Кирдей Евгений Евгеньевич

Одной из проблем, стоящих перед органами власти Иркутской области и многих других субъектов Российской Федерации при решении задач в области региональной экономической и финансовой политики, является ограниченность используемого инструментария. Проблема эта усугубляется тем, что большинство проектов, предпринимаемых региональными властями, отличаются значительным масштабом и вовлечением большого количества отраслей экономики региона. Это и проекты, связанные с привлечением инвестиций в регион, и решения в области налоговой политики, и проблемы прогнозирования доходов консолидированного бюджета региона, и многие другие. Несмотря на очевидно комплексный характер перечисленных вопросов, подходы региональных властей к их решению чаще всего выглядят несколько односторонними и недостаточно проработанными. 

Возможно, основной из причин существования данной проблемы является ориентация региональных властей на командно-плановые подходы к экономике, оставшаяся "в наследство" со времен ранее существовавшего строя. Поэтому для поиска инструментов, способных обеспечить комплексные методы решения проблем в области региональной экономики, полезным является изучение опыта регионов других государств, обладающих гораздо более продолжительной историей регионального управления в среде рыночных отношений. 

В качестве одного из примеров такого инструмента можно назвать систему региональных межотраслевых мультипликаторов, или RIMS (Regional Industrial Multiplier System). Данная система является одним из методов моделирования региональной экономики, разработанным в целях практического применения в США в 1970-80 годах. Система RIMS позволяет производить системный анализ влияния того или иного проекта на состояние экономики региона или муниципалитета. Система фактически основывается на уже известном в региональной экономике методе матриц межотраслевых балансов (таблицах "затраты-выпуск"), которые отражают объемы промежуточного потребления и выпуска для каждой из отраслей экономики. (1)

Система RIMS предлагает пользователям пять наборов мультипликаторов: мультипликаторы выпуска, дохода и занятости от конечного спроса и мультипликаторы "прямого эффекта" от дохода и занятости. 

Матрицы мультипликаторов выпуска, дохода и занятости от конечного спроса показывают, на сколько единиц изменится соответственно выпуск, доход или занятость в каждой из отраслей при изменении конечного спроса в рассматриваемой отрасли на одну единицу. Пример матрицы мультипликаторов выпуска от конечного спроса приведен в табл.1. Матрицы мультипликаторов "прямого эффекта" от дохода и занятости показывают, на сколько единиц изменится соответственно доход или занятость в каждой из отраслей при изменении дохода или занятости в рассматриваемой отрасли на одну единицу. (2)

Таким образом, имея исходные данные об изменении выпуска, дохода или занятости в какой-либо конкретной отрасли (или отраслях) в результате внедрения рассматриваемого проекта, на основе таблиц RIMS возможно оценить изменение суммарного выпуска, дохода и занятости в регионе в целом.

Табл. 1. Матрица мультипликаторов выпуска от конечного спроса для региона X

  Отрасль х1 Отрасль х2  Отрасль х3 ..... Отрасль хi
Отрасль y1  m1,1  m2,1 m3,1 ..... mi,1
Отрасль у2  m1,2 m2,2  m3,2 ..... mi,2
Отрасль у3 m1,3 m2,3  m3,3 ..... mi,3
.....       .....  
Отрасль уj  m1,i m2,j m3,j ..... mi,j
Итого по региону ..... ..... ..... ..... .....

Примечание: значения элементов матрицы mi,j показывают, на сколько долларов изменится выпуск в отрасли yj при изменении конечного спроса в отрасли хi на 1 доллар.

Каковы источники получения данных для таблиц RIMS? Наиболее достоверный источник - статистические данные о выпуске и промежуточном потреблении отраслей в регионе, с учетом информации об объемах товаров и услуг, "импортируемых" каждой отраслью из-за пределов региона. Однако, в связи с высокой стоимостью получения таких данных в США таблицы RIMS, как правило, строятся на основе национального межотраслевого баланса и других, вторичных данных. Предполагается, что структура межотраслевого баланса в регионе примерно соответствует структуре национального межотраслевого баланса, с корректировкой на объемы "импортируемых" регионом товаров и услуг. Исходя из этого предположения, таблица национального межотраслевого баланса приводится к относительным величинам (после этой процедуры межотраслевой баланс показывает, сколько единиц продукции каждой отрасли i потребляет конкретная отрасль Х с целью производства единицы продукции Х), которые затем корректируются на так называемые локационные коэффициенты, специфичные для каждого региона. 

Локационный коэффициент показывает, насколько выпуск товаров (услуг) конкретной отрасли покрывает потребность региона в данных товарах (услугах). Если локационный коэффициент отрасли превышает или равен единице, то региональный спрос на продукцию этой отрасли полностью покрывается производством в регионе. В этом случае потребление продукции данной отрасли при производстве единицы продукции других отраслей устанавливается в соответствии с национальными данными. Если же локационный коэффициент отрасли меньше единицы, предполагается, что региональный выпуск продукции данной отрасли не покрывает региональный спрос на нее. В этом случае региональные данные о потреблении продукции данной отрасли при производстве единицы продукции других отраслей получают путем умножения национальных данных на этот локационный коэффициент.

Такой косвенный подход позволяет получить данные для таблиц RIMS даже при отсутствии статистической информации по выпуску и промежуточному потреблению отраслей отдельного региона (включая данные о потреблении ввезенных товаров и услуг), что весьма важно при невысоком качестве региональной статистики в России.

Использование системы, подобной RIMS, позволило бы региональным органам управления повысить качество принимаемых решений в области экономической и финансовой политики. 

Прежде всего, это вопросы оценки эффекта государственной поддержки коммерческих инвестиционных проектов. Как правило, в настоящее время целесообразность поддержки таких проектов оценивается лишь с точки зрения прямого эффекта - то есть, создания дополнительных рабочих мест и дополнительных налоговых поступлений непосредственно проектом. Система RIMS позволяет оценить также косвенный эффект внедрения проекта, который обусловлен увеличением выпуска сопутствующих отраслей. 

Кроме того, это задачи оценки эффективности бюджетных инвестиций. Как правило, эти проекты направлены на развитие инфраструктуры и вообще не имеют прямого эффекта (то есть, приносят доход и создают рабочие места лишь опосредованно), в связи с чем оцениваются в настоящее время весьма слабо.

Наконец, это задачи оценки эффективности решений в сфере налоговой политики. Эти задачи возможно решать путем внедрения в таблицы RIMS налоговых переменных, что позволит оценить влияние этих переменных на изменение выпуска, спроса, дохода и занятости в отраслях экономики региона.

Таким образом, привлекательность внедрения системы RIMS в региональном управлении представляется достаточно высокой. Однако, использованию данной системы в массовом режиме должен предшествовать тщательный анализ ограничений данной системы и выбор источников исходных данных, позволяющих получить наиболее достоверные результаты. Эти вопросы могут являться предметом дальнейшего исследования в данной сфере.

Литература

  1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 493 с.

  2. U.S. Department of Commerce. Regional Multipliers. A User Handbook for the Regional Input-Output Modeling System (RIMS II). - 3rd edition. - Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 1997. - 53 с.