Байкальская международная бизнес-школа ФГБОУ ВПО ИГУ
НОВОСТИ

Конкурент: 14 сентября 2011
Автор: Ксения ДОКУКИНА

"Нулевой километр" сибирско-американского факультета

Юбилейный, 20-й год существования сибирско-американского факультета менеджмента директор Байкальской международной бизнес-школы Владимир Саунин открыл словами: "Нам необходимо всё начинать с нуля". Прозвучало это несколько парадоксально в обстановке, свидетельствовавшей об эффективности образования БМБШ, среди выпускников САФа, сделавших успешную карьеру, и студентов факультета, готовых к новому учебному году. В беседе с "Конкурентом" Владимир Саунин и президент университетского колледжа Мэрилендского университета, давнего партнёра БМБШ, доктор Сьюзан Олдридж рассказали, в каких изменениях, по их мнению, нуждается бизнес-образование, чтобы оно действительно готовило к современным экономическим реалиям.


"В процессе обучения мы обращаем пристальное внимание на то, что сами компании-работодатели желали бы видеть в своих сотрудниках", - говорит Сьюзан Олдридж
У Саунина чутьё на перемены. Когда в 1990 году создавался САФ, большинству людей всё это казалось парадоксом, а потому открыть факультет решено было в качестве эксперимента. Одним из лоббистов нового факультета стал первый губернатор Иркутской области Юрий Абрамович Ножиков, который позже говорил, что "пробивал" проект потому, что "в то время особенно не хватало людей с менталитетом новой рыночной ориентации, а в создании факультета, который бы готовил людей к современным реалиям, была острая необходимость. К тому же Саунин здорово доставал меня с этой темой". Официально сибирско-американский факультет менеджмента был открыт приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 20 ноября 1990 года.

- В первые годы мы усердно изучали содержание, формы и методы работы в бизнес-образовании у наших зарубежных коллег, в первую очередь у американских и европейских, - рассказал сам Владимир Саунин во время своего выступления на открытии учебного года - 2011. - Мы старательно постигали опыт работы лучших университетов и бизнес-школ. У нас была цель - в короткие сроки интегрироваться в международное бизнес-образовательное пространство, чтобы готовить конкурентоспособных специалистов на международном рынке труда. Теперь мы умеем обучать студентов, как нужно вести бизнес в цивилизованном мире в условиях стабильного роста и как адаптировать лучшие образцы ведения бизнеса у нас в России. Мы внимательно наблюдали за тем, как складывается карьера наших выпускников, и оперативно вносили необходимые коррективы в свои учебные программы.

Необходимость адаптации образования под условия конкретной страны подчеркнула и президент университетского колледжа Мэрилендского университета доктор Сьюзан Олдридж.

- Никак нельзя забывать о различиях, существующих между странами, в экономическом, социальном, даже лингвистическом плане. Нет универсальных правил, которые регулируют всё, обязательно есть конкретные особенности на каждой территории, - сказала она в беседе с "Конкурентом". - Ведь даже слово "маркетинг" в разных странах понимается по-разному. Учитывая это, мы стараемся ориентироваться на конкретную специфику и одновременно давать байкальским студентам знания, касающиеся не только России, но и те, что позволят расширить их кругозор. Кроме того, большое внимание уделяется специфике культуры разных стран, ведь то, что хорошо в одной стране, может быть совсем неважно в другой. Я бы хотела подчеркнуть, что в процессе обучения мы обращаем пристальное внимание на то, что сами компании-работодатели желали бы видеть в своих сотрудниках, какие знания лучше всего передать байкальским студентам, чтобы они имели практическую направленность.

Студентов сибирско-американского факультета Сьюзан Олдридж называла исключительно the Baikal's students и отметила, что преподаватели из Мэриленда, обучающие студентов множества других стран, "очень выделяют студентов из Иркутска".

- Это действительно толковые, интеллектуальные люди, кроме того, они очень искренне преданы тому, что они делают, чему учатся, - заметила Сьюзан Олдридж. - Байкальские студенты, работая наравне с американскими и с учащимися из других стран, многому учатся не только у преподавателей, но и друг у друга, и, наверное, это является очень хорошим подспорьем для них. В разговоре со мной они признавались, что им бывает довольно трудно работать по американской системе, однако очень полезно, потому что она заставляет их расширять не только разницу в лингвистических тонкостях, но и вообще понятийный аппарат, более широко смотреть на мир.

Вообще наше сотрудничество с САФом, благодаря которому студенты, не выезжая из Иркутска, имеют возможность получить полноценное зарубежное образование, общение с иностранными товарищами и два диплома, - это исключительная программа для России. Мы понимаем, что это наша "фишка" в масштабах всей страны, и стараемся держать марку.

Университетская дружба

"Фишкой" в масштабах всей России" сотрудничество БМБШ и университетского колледжа Мэрилендского университета стало сразу со дня образования Байкальской бизнес-школы. Когда на только созданную бизнес-школу в СССР смотрели ещё с недоверием, Мэрилендский университет уже имел огромный опыт международного образовательного сотрудничества и был мировым лидером в области дистанционного интернет-образования. А когда в августе 1998 года в России был объявлен дефолт, который "обнулил" все счета Байкальской школы, первый звонок руководство БМБШ получило из колледж-парка от Ричарда Шрека, который занимал тогда должность руководителя международных программ университетского колледжа. "Мы знаем, что произошло в России, - сказал Ричард. - Давайте думать, как сохранить совместный проект". Через месяц Владимир Саунин с профессором Геннадием Константиновым присутствовали на совещании, организованном в Госдепартаменте США, где обсуждались варианты сохранения сибирско-американского факультета в Иркутске. По оценке руководителя департамента образования Госдепа США, этот проект был самым результативным проектом с участием американского вуза на постсоветском пространстве.

Сейчас Мэрилендский университет занимает 34 место в мировом рейтинге 500 лучших университетов мира. А БМБШ является полноправным членом престижнейшего международного клуба "Одна тысяча лучших бизнес-школ мира" и входит в Российскую ассоциацию бизнес-образования и в Европейскую ассоциацию менеджмента CEEMAN. Среди партнёров бизнес-школы - Институт Всемирного банка, университет из Южного Квинсленда (Австралия), Британский университет из Сандерленда, Дунбэйский университет финансов и экономики (КНР).

К 2011 году 489 молодых россиян, пройдя обучение по программам САФа, получили наряду с российским дипломом диплом бакалавра университетского колледжа Мэрилендского университета, а ещё 84 человека закончили совместный российско-австралийский бакалавриат. "Анализ карьеры наших выпускников позволяет сделать однозначный вывод: мы с нашими коллегами за 20 лет сотрудничества действительно сделали великое дело", - отметил Владимир Саунин. Кроме того, по его словам, часть выпускников этого, 2011 года поступили, выдержав немалый конкурс, на магистерские программы в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга. А выпускница САФа Нина Табинаева летом выиграла полный грант на обучение в Кембридже. За последние три года это единственный человек из России, который выиграл стипендию в Кембридже.

Догнать и перегнать Америку

- Сейчас, учитывая результаты, которых смогли добиться преподаватели САФа, впору почивать на лаврах, а вы утверждаете, что нужно начинать всё с нуля, - обратил внимание Владимира Саунина корреспондент "Конкурента".

- Я сказал о нулевом варианте, потому что сейчас ситуация в мире в целом и в России в частности складывается таким образом, что, планируя своё ближайшее будущее, мы должны сформулировать новые цели развития и договориться, как их достигать. Уже три года мир живёт в условиях полномасштабного системного кризиса. На мой взгляд, его причины кроются, в том числе, в использовании понятий, концепций и моделей, разработанных ещё в индустриальную эпоху, но перестающих давать ожидаемые результаты в условиях зарождающейся постиндустриальной экономики знаний. Модели восприятия реальности, постановки задач и методы их решения меняются медленнее, чем сама реальность, что, собственно, и ведёт к кризису. Скоро люди начнут терять интерес к бизнес-образованию, потому что они поймут: стратегии, которые ещё вчера были востребованы бизнесом и которым обучали студентов, сегодня перестают работать.

Поэтому перед нами стоят очень сложные задачи, с которыми не только мы, но никто в мире ещё не сталкивался. Бизнес-образование уже не будет таким, каким оно было вчера. А это значит, что придётся опять начинать всё с нуля. Когда-то мы догоняли американцев, а сейчас мы с ними практически в одном положении. Поэтому сейчас есть шанс рвануть и попытаться занять лидерские позиции. В одиночку сделать это невозможно, но вместе с нашими партнёрами и наработанными связями, контактами, уверен, можно.

- Нужно сказать, что, конечно, обычная учебная программа рассчитана на идеальные условия экономического плана, - добавила Сьюзан Олдридж. - Однако мы хорошо понимаем, что сейчас экономическая ситуация далеко не идеальна, и работаем над изменениями нашей образовательной стратегии. Решаем, что стало неактуальным, на что, наоборот, нужно сделать акцент в условиях кризиса или переходного периода. Кризис 2008 года преподнёс нам всем большой урок, и наша задача - помочь студентам сделать правильные выводы. Это веление времени, и от этого не уйдёшь.

- Как думаете, начинать с нуля сейчас будет легче, чем 20 лет назад?

- Конечно, ведь теперь у нас есть созданная за эти годы база, - считает Владимир Саунин. - И самое главное преимущество, которого не было тогда: сегодня половина преподавателей на САФе - наши же выпускники. За эти 20 лет в Байкальской бизнес-школе было сформировано сообщество креативных, ищущих людей. Это ребята, которые не просто преподают теорию бизнеса, а сами являются предпринимателями, имеют успешную карьеру, а потому смотрят на своё преподавание всегда с точки зрения практика.

Причём наши преподаватели имеют не просто кандидатские степени - к этому мы уже спокойно относимся, - сегодня они получают степени американских магистров, а это очень серьёзно. Это значит, что сейчас у нас появились преподаватели, абсолютно конкурентоспособные не только в Иркутске, в России, но и в западном образовательном пространстве. Я уверен, что в любом другом российском вузе найти одновременно нескольких таких преподавателей будет сложно. А у нас уже есть такой ресурс, который мы, конечно, будем использовать.

Первые магистры

Полученные преподавателями САФа степени магистров - событие уникальное не только для иркутского, но и для всего российского бизнес-образования. Два года назад в БМБШ стартовала новая программа международной магистратуры, которая выполнялась Иркутским государственным и Мэрилендским государственным университетами (это один из самых крупных госвузов в США). Для того чтобы приступить к обучению, российские преподаватели БМБШ получили аккредитацию и были приняты в штат университетского колледжа. Такой программы больше нет ни в одном вузе России.

8 сентября во время торжественного открытия нового учебного года в Байкальской бизнес-школе прошла церемония посвящения в магистры. Заслуженные степени получили пять преподавателей САФа, которые совмещали обучение по магистерской программе с работой в бизнес-школе и различных бизнес-проектах.

В разговоре с корреспондентом "Конкурента" Сьюзан Олдридж отметила, что вузы намерены продолжать развивать это направление и работать над усовершенствованием программы. "Этот прорыв очень важен для нас как для университета", - сказала она.

- И, конечно, сейчас мы планируем расширить магистерскую программу. Практическим шагом является то, что в Иркутск в её рамках будут приезжать американские преподаватели, читать специальные лекции и проводить семинары интерактивного характера. Ведь задача обучения не в том, чтобы "вдолбить" знания, необходимые для сдачи экзамена, а в том, чтобы действительно научить разбираться в предмете, - сказала она. - На примере этого проекта, первый выпуск которого выпал на 20-летие

САФа, мы ещё раз убедились в том, насколько хорошо налажено наше сотрудничество с Байкальской школой. Это очередная веха наших партнёрских отношений, большое для нас событие. 20 лет назад я ещё не была президентом колледжа, зато директор БМБШ был у руля с самого начала. И я до сих пор под впечатлением от того, что задумали эти люди в то время, что они уже тогда обладали таким типом мышления, который дал возможность предугадать перспективность появления Байкальской бизнес-школы и который теперь рождает всё новые и новые проекты.

Школьная жизнь

- Владимир Никитович, а как вы относитесь к своему руководству БМБШ: это для вас такой бизнес-проект или нечто иное?

- Нет, не бизнес-проект. И даже не работа. Наверное, пафосно будет звучать, но я считаю, этим нужно жить. Когда ты в атмосферу учебного процесса погружён настолько, что просто не мыслишь себя отдельно, когда это для тебя как семья. Ты постоянно связан с бизнес-школой какими-то обязательствами, совместными идеями, проектами. Но это такая добровольная связь, здесь абсолютно нет администрирования. Людям предоставлена максимальная свобода.

Не представляю, чтобы у нас было такое: в 9 часов преподаватель должен прийти и отметиться у вахтёра, что появился на работе. Это полнейший бред, если у преподавателя в 9 утра нет пар. Может, он придёт позже, дольше поработает, но ему так будет комфортнее. Эту атмосферу свободы и творчества мы специально создавали, чтобы наши сотрудники не боялись предлагать какие-то образовательные идеи, экспериментировать. Известно, что пробить какое-то креативное решение в структуре обыкновенного университета невероятно сложно. У нас, напротив, специально организуются соревнования между учителями: кто более "вкусный" креатив притащит. Мы хотим, чтобы преподаватели учили студентов не только жить по правилам этого общества, но и создавать свои собственные. Наверное, поэтому у нас случается так, что студент, который на первом курсе был влюблён, например, в маркетинг, к пятому становится хорошим финансистом, а тот, кто склонялся, скажем, к гуманитарным дисциплинам, оказывается отличным компьютерщиком. Когда крутишь перед студентами этот мир, показываешь, что он на самом деле шире, сложнее и интереснее, чем кажется, и учишь, как в этой ситуации можно сориентироваться, люди скорее находят себя.