НОВОСТИ

Новости -> 2023

ОКТЯБРЬ - 2023

30.102023

Квест-погружение

В Иркутске Центром профилактики наркомании создана Квест-комната ''Демоны молодости'', которая посвящена проблеме наркозависимости. Через квест-погружение участники знакомятся с молодым человеком, жизнь которого необратимо изменилась после одного неверно принятого решения.
27 октября студенты подразделения САФ (СПО-9) посетили квест-комнату и погрузились в шоковую атмосферу ''одной зависимости''.
Никто не читал лекции о вреде алкоголя, наркотиков и прочих вещей под названием ''молодость простит все''. Запутанный сюжет, ''живая'' атмосфера, непростые истории, знакомства, таинственные загадки и ключи ожидали участников квеста.
Студентам предстояло выбираться из неприятных мест наркопритона, тюрьмы, палаты психиатрической больницы. Времени и желания оставаться в ''локациях ужаса'' не было. Команда, кроме выполнения заданий, взаимодействовала с героями, которые наводили страх, давали подсказки и создавали атмосферу ''невозврата''. Здесь нет фантастики - за дверью реальная жизнь многих молодых людей, боль родителей.
После посещения Квест-комнаты участники делились своими впечатлениями и эмоциями, каждый сделал для себя выводы. Все участники мероприятия пришли к выводу, что квест стоит пройти каждому, чтобы по-новому взглянуть на жизнь, задуматься о последствиях необдуманных поступков.
Главной целью данного мероприятие стало ограждение молодежи от пагубных привычек, наглядно продемонстрировать последствия наркотической зависимости.

30.102023

Программа повышения квалификации

В Байкальской международной бизнес-школе ИГУ продолжается обучение на программе повышения квалификации ''Управление инновационными проектами'', реализуемой на базе Центра развития компетенций руководителей (ЦРКр), который был создан в рамках партнёрства ИГУ с НОЦ ''Байкал''. Второй учебный модуль состоялся 28 октября. Были рассмотрены следующие темы:
- Управление инновациями - преподаватель Жамъянсурэн О., генеральный директор общественной организации МАВА, доктор права, доцент МГИМО, Virgшnia State University. г.Улан-Батор, Монголия;
- Маркетинговая поддержка инновационных проектов - преподаватель Александр Тверитинов, заместитель директора по ДПО БМБШ ИГУ. Фото

26.102023

Лекция

В учебном корпусе САФ БМБШ ИГУ состоялась встреча студентов 3 и 4 курсов с представителями иркутской компании ''Тайм Лизинг''. Со студентами пообщались начальник Обособленного подразделения в г. Иркутске Дариан Олегович Васин, старший менеджер по персоналу Ирина Сергеевна Тененева, старшие менеджеры по работе с клиентами Виктория Евгеньевна Никитенко и Евгения Ганзорировна Нямаа. Они рассказали студентам об особенностях ведения бизнеса в области лизинга в современных условиях и деятельности компании в этой области. Показали на реальных примерах почему лизинг окружает нас повсюду, что мы все каждый день что-то продаем, и даже как можно убедить родителей подарить квартиру или машину на окончание университета.
В завершении встречи были озвучены вакансии на стажировку и возможное трудоустройство. Фото

24.102023

Тимбилдинг для первокурсников САФ СПО

В учебном подразделении САФ для первокурсников СПО прошла игра на командообразование ''Тимбилдинг''.
Перед игрой начинающих студентов познакомили с особенностями обучения и рассказали о возможностях в университете, о специфике факультета, как важно и нужно посещать занятия, какие студенческие объединения есть в университете, где студенты могли бы развивать свои способности, рассказали о научном обществе, которое также функционирует в вузе. В ходе беседы первокурсники задавали интересующие их вопросы.
Тимбилдинг - это мероприятие, направленное на улучшение взаимодействия между одногруппниками и сплочение коллектива, что в конечном итоге должно способствовать повышению результативности в учебе.
В процессе игры участники коллегиально находили решение ситуативных задач, отгадывали загадки - словом, дружно взаимодействовали друг с другом.
Интересно было наблюдать за реакцией участников: вначале унылые и печальные лица быстро изменились в задорных, весёлых, активных ребят, которые с большим удовольствием соревновались на этапах, слушали наставления старшекурсников.
По окончанию мероприятия был проведен опрос мнения ребят. Студенты признались, что узнали много нового, сказали, что игра была полезной, потому что она позволила улучшить коллективную работу, лучше узнать друг друга. Некоторые раскрыли совершенно неожиданные для сокурсников таланты.
Вчерашние школьники прошли первое испытание на пути к сплочению, дружбе и работе в команде!

23.102023

Президентская программа

В Байкальской международной бизнес-школе ИГУ стартовало обучение на новом наборе Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. В этом учебном году к обучению приступили 31 специалист, представляющие ведущие предприятия региона - ''Иркутский авиационный завод'', ''Саянскхимпласт'', ''Иркутская нефтяная компания'', ''Ангарский азотно-туковый завод'', ГК ''Истлэнд'', УК ''Сиб-Транс-Петройл'' и другие. Все они успешно прошли конкурсный отбор и были рекомендованы Министерством экономического развития и промышленности Иркутской области и ФБУ ''Федеральный ресурсный центр'' г. Москва к зачислению на программу. Впереди у слушателей интенсивное обучение на протяжении 9 месяцев.
Президентская программа реализуется в БМБШ ИГУ в проектно-ориентированном формате ''А'' (Advanced) и в результате обучения состоятся защиты проектов, которые оказывают социально-экономическое, экологическое, инновационное влияние как на само предприятие, где работает специалист, так и в целом, на Иркутскую область.
Руководитель Президентской программы в ИГУ, директор БМБШ ИГУ Надежда Грошева: ''Программа реализуется в Университете с момента её основания и сегодня мы приветствуем 27ую группу специалистов приступающих к обучению. Мы уверены, что данное обучение будет для вас интересным, полезным и позволит Вам повысить свои навыки и компетенции для успешной работы в дальнейшем!'' Фото

20.102023

Программа МВА

В Байкальской международной бизнес-школе ИГУ стартовало обучение на новом наборе программы MBA (Master of Business Administration - Мастер делового администрирования) ''Стратегическое управление компанией''. Первый учебный модуль посвящён теме ''Финансовая инфраструктура бизнеса'', преподаватель - Надежда Борисовна Грошева, д.э.н., доцент, директор БМБШ ИГУ, декан САФ, член Общественного совета при Министерстве экономического развития и промышленности.
Справка: Программа реализуется в БМБШ ИГУ с 2006 года и за всё время свыше 450 человек получили степень МВА в БМБШ ИГУ. Среди них руководители и собственники ведущих компаний нашего региона. В настоящий момент программа МВА в БМБШ ИГУ единственная, среди иркутских ВУЗов, реализуемая в очном формате обучения. Фото

20.102023

Антинаркотический онлайн квиз

20 октября прошел антинаркотический областной онлайн-квиз ''Будь в теме!''. Среди 200 молодежных команд из разных территорий Иркутской области участие в интеллектуальной битве приняли и студенты ИГУ САФ (СПО-9). Мероприятие представляло собой интеллектуальную командную онлайн-игру, в которой участники, используя метод мозгового штурма, отвечали на вопросы. Проведение квиза - часть большого проекта ''Будь в теме!'', победившего в прошлогоднем конкурсе Росмолодежи ''Гранты. 2 сезон''. Автором инициативы стал Евгений Протасов, специалист Центра профилактики наркомании. Главной целью интеллектуально-профилактической игры стало напоминание молодым людям о необратимых последствиях употребления запрещенных веществ, пристрастия к разным вредным привычкам. Все участники получили сертификаты.

19.102023

Лекция

В гости к студентам 3 курса САФ БМБШ ИГУ пришли представители Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия. Студентов поприветствовал руководитель Управления Андрей Николаевич Павлов и рассказал об особенностях взаимодействия надзорного органа с бизнесом по внешнеэкономической деятельности различных видов продукции. Начальник отдела фитосанитарного контроля по Иркутской области Нафиса Юсупова выступила на тему порядка оформления подконтрольных фитосанитарному контролю товаров и сопроводительных документов, а начальник отдела ветеринарного надзора на государственной границе РФ и транспорте по Иркутской области Аида Исламова рассказала о порядке оформления подконтрольных ветеринарному надзору товаров и сопроводительных документов. БМБШ ИГУ благодарит Управление Россельхознадзора и лично Андрея Николаевича за проведение встречи и лекции для студентов! Фото

19.102023

Лекция

19 октября САФ Байкальской международной бизнес-школы ИГУ посетили представители крупнейшей компании региона ''Иркутской нефтяной компании'': заместитель генерального директора по экономике и финансам ИНК Александр Каневский и ведущий менеджер по подбору персонала Анастасия Тимофеева. Александр Борисович познакомил студентов с компанией, рассказал о стратегических планах и перспективах развития, реализации важнейшего проекта - строительства Иркутского завода полимеров, особенностях и преимуществах работы в структурах ИНК. Анастасия в своей презентации представила программу взаимодействия со студентами и выпускниками включающую прохождение практик и оплачиваемых стажировок как в ИНК, так и в дочерних предприятиях ИНК-ТКРС, ИНК-СтройНефтеГаз. В настоящий момент открыто 6 вакансий стажёров только по направлению экономики и финансов. Заявку можно подать до конца октября. Презентация была проведена не только для студентов САФ, но и для Международного института экономики и лингвистики, Факультета бизнес-коммуникаций и информатики ИГУ. Байкальская международная бизнес-школа выражает благодарность Александру Борисовичу за сотрудничество и проведение мероприятия для студентов. Фото

19.102023

Конкурс ''Лидеры России''

С 6 по 8 октября в Новосибирске прошёл Финал Сибирского федерального округа пятого конкурса ''Лидеры России'', в котором приняли участие более 250 управленцев со всей Сибири. Среди представителей Иркутской области была Диана Стецкая, заместитель директора по молодежной политике и воспитательной деятельности Байкальской международной бизнес-школы ИГУ. В первый конкурсный день участникам предстояло провести социальное мероприятие - урок о ценностных, ориентирах для школьников Новосибирска. Далее, на протяжении двух дней, участники проходили оценочные мероприятия, в рамках которых решали кейсы, вырабатывали управленческие решения, а также нетворкинг-сессии. Завершился окружной финал торжественным награждением в Новосибирском театре оперы и балета.
Диана Стецкая, финалист окружного этапа конкурса ''Лидеры России'': ''Участие в конкурсе, и особенно в финале федерального округа, было очень интересным как по формату, так и по наполнению. Позволило получить новый опыт и познакомиться со свежими взглядами коллег из других регионов и отраслей на проблемы управления''. Фото

17.102023

Будущие лидеры России

Школьники из образовательных учреждений г. Иркутска и студенты СПО учебного подразделения САФ приняли участие в городской олимпиаде ''Будущие лидеры России'' по математике и английскому языку. Олимпиада проходила с 7 по 14 октября в дистанционном формате.
По итогам проведенных соревнований определены победители по английскому языку в номинациях ''Комплексные знания'', ''Лидерство и выдающиеся лидерство'' и ''Грамматика и чтение''. В номинации ''Комплексные знания'' призовыми первые места разделили Гладовский К.Д. и Осташкова А.М. - 1 место. В номинации ''Лидерство и выдающиеся лидеры'' 1 место занял Чанчиков А.А. В номинации ''Грамматика и чтение'' призовое первое место занял Луганский М.А.
По математике призовые места разделились между Луганским М.А. и Чанчиковым А.А.
Поздравляем победителей!

16.102023

Обучающие семинары КонсультантПлюс

Для эффективной и успешной адаптации студентов СПО первого курса учебного подразделения САФ были организованы обучающие семинары по справочной правовой системе КонсультантПлюс. Благодаря данным семинарам студент сможет без особых трудностей:

  1. Блеснуть на семинарах, подготовить выступление на интересную тему.
  2. Подобрать литературу для курсовой или реферата.
  3. Сохранить свою подборку документов на флешку и работать с ней на любом компьютере с установленной системой.
  4. Оформить список литературы.
  5. Найти ответы на повседневные правовые вопросы.
  6. Посмотреть полезный видеосеминар.
  7. Получить нужные образцы документов.
  8. Быстро найти ответы на вопросы преподавателя и аргументы в споре.
  9. Найти консультации для практических работ.
  10. Убедиться, не устарела ли информация в учебнике или статье.
Обучение проводили сертифицированные преподаватели, обладающие обширной базой знаний по КонсультантПлюс. По окончанию обучения студенты получили сертификат.

15.102023

Цифровой диктант

Студенты СПО учебного подразделения САФ приняли участие во всероссийской акции ''Цифровой диктант'', признанной самой масштабной в России проверкой знаний в области цифровой грамотности.
Свои знания проверили ребята, обучающиеся по программе ''Экономика и бухгалтерский учет''.
Студенты прошли 4 тестовых блока: цифровое потребление, цифровые компетенции, цифровая безопасность, а также новейшие технологические разработки.
Диктант прошел под руководством Медведевой О.В. с её слов: - прохождение ''Цифрового диктанта'' стало для студентов интересной и познавательной задачей, вызвавшей энтузиазм и желание продемонстрировать свои навыки в сфере информационных технологий. Такие мероприятия становятся все более актуальными в эпоху цифровизации и позволяют студентам проявить свои способности, повысить свой уровень образованности и стать частью нового информационного общества.

14.102023

Программа повышения квалификации

В Байкальской международной бизнес-школе ИГУ стартовало обучение на программе повышения квалификации ''Управление инновационными проектами''. Программа реализуется на базе Центра развития компетенций руководителей (ЦРКр), который был создан в рамках партнёрства ИГУ с НОЦ ''Байкал''. Бесплатное обучение пройдут руководители компаний и предприятий входящих в НОЦ ''Байкал'', будут рассмотрены различные аспекты инновационных проектов - от введения в управление проектами и управления командой проекта до финансовых аспектов и разработки бюджетов инновационных проектов. Первый учебный модуль открыли преподаватели: Грошева Надежда Борисовна - доктор экономических наук, доцент, директор БМБШ ИГУ и Ищенко Роман Владимирович - сопредседатель ИРО ООО ''Деловая Россия'', председатель совета АНО ДО ''Центр технологических компетенций''. Программа реализуется в дистанционном формате. Фото

12.102023

On-line олимпиада ''HR-мастер''

На базе Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС - Новосибирск) прошла III Всероссийская студенческая on-line олимпиада ''HR-мастер''. На олимпиаду были выставлены 19 команд от Хабаровская до Таганрога, среди них были и две команды студентов САФ 3 и 4 курсов:
''SAFari'' (3 курс - Амосова Анастасия, Москалев Максим, Ильин Константин, Кузнецова Елена и 4 курс - Королева Софья ) и ''САФовцы'' (3 курс - Гуменный Георгий, Лукошкова Юлия, Немокаев Андрей, Шарыпова-Вессели Анастасия, 4 курс - Сапунов Александр), руководитель кандидат психологических наук, доцент кафедры Стратегического и финансового менеджмента Татьяна Алексеевна Сапранкова.
Олимпиада проходила в несколько этапов: представление командами визиток, групповое решение кейса и индивидуальное тестирование. Следует отметить, что большинство команд-участниц обучаются по профилю ''Управление персоналом''. Наши ребята обучаются по профилю ''менеджмент'', но они показали очень хороший результат. По общей сумме баллов команда ''SAFari'' - в рейтинге оказались 4-ми, а команда ''САФовцы'' - показали 7 результат. Поздравляем ребят с таким результатом, молодцы!
Вдео-визитка команды ''Сафовцы''
Вдео-визитка команды ''SAFari''

11.102023

Экономический диктант

''Сильная экономика - процветающая Россия!''
В учебном подразделении САФ 11 октября 2023г. для студентов СПО был проведен в онлайн формате Всероссийский экономический диктант. ''Всероссийский экономический диктант'' - это общероссийская образовательная акция, которая проводится во всех субъектах страны ежегодно. Её цель - повышение уровня экономической грамотности населения в целом и его отдельных возрастных и профессиональных групп, развитие интеллектуального потенциала молодёжи, оценка экономической активности и экономической грамотности населения.
Организаторы диктанта - Вольное экономическое общество России при участии Международного Союза экономистов, администраций субъектов РФ, ведущих вузов Российской Федерации, Российского исторического общества. Партнёры акции: Фонд Юрия Лужкова, Российское историческое общество, ведущие вузы России, администрации субъектов РФ, институты Российской академии наук.
Задания Экономического диктанта-2023 традиционно составлены для двух категорий участников: учащихся 9-11 классов среднего общего и профессионального образования, а также студентов вузов и всех желающих.
Экономический диктант посвящен вопросам экономической истории нашей страны, памятным историко-экономическим датам, а также основным современным экономическим процессам и тем практическим вопросам экономической жизни, с которыми сталкивается каждый из нас.
Всем написавшим Экономический диктант выдаётся сертификат участника акции. Участники, набравшие 90 баллов и более, являются победителями и награждаются дипломом победителя Всероссийского экономического диктанта.
Ежегодно по результатам Всероссийского экономического диктанта составляется аналитический отчет, по которому можно судить об уровне экономической грамотности населения в целом, а также по отдельным регионам России. Кроме этого, разрабатываются практические рекомендации о том, какие аспекты следует учесть в экономическом образовании.
Результаты диктанта будут известны после 16 октября.
Сайт Всероссийского экономического диктанта >>
Вот что говорят участники диктанта:
Грошева Н.Б., директор БМБШ ИГУ:
- Всероссийский экономический диктант - носит просветительскую цель: вызвать интерес к экономической науке и актуальной экономической повестке, показать, что экономические знания необходимы каждому для принятия ежедневных решений. Впервые студенту подразделения САФ участвовали в акции в 2017 году и с тех пор это стало ежегодной традицией. В акции активно принимают участие, как российские студенты, так и студенты из стран ближнего зарубежья. Экономический диктант-2023 пишут не только студенты, но и наши преподаватели.
Угрюмова Валерия, студентка ИГУ САФ СПО:
- Экономический диктант - это большое событие для меня. Я принимаю участие в акции первый раз. Хотела проверить свои знания и узнать что-то новое. Задания были интересные, а главное - разнообразные. Здорово осознавать, что все больше людей будут экономически грамотны в будущем.
Унагаева Алиса, студентка ИГУ САФ СПО:
- Благодаря заданиям Экономического диктанта, я освежила в памяти то, что изучала ранее в школе, значительно расширила свой кругозор. Я считаю, что такие акции, бесспорно, нужны - они развивают экономическое мышление. Фото

7.102023

Лекция

Для студентов 3 курса САФ выступил приглашенный спикер - Наталья Александровна Шемякина, таможенный брокер и декларант. Поговорили с ребятами об импорте и экспорте из региона. Учились подбирать код ТНВЭД и считать пошлину. Фото

6.102023

Экскурсия

Студенты 4 курса САФ ИГУ посетили Центр ''Мой бизнес'' - центр оказания комплекса услуг для предпринимателей и юридических лиц. Экскурсию провела директор Центра Окладникова Диряла Рамисовна. Студенты познакомились с историей создания и развития, структурой, целях и задачах Центра, наиболее востребованных, со стороны бизнеса, мерах поддержки и перспективах для предпринимателей. Так же были рассмотрены Топ-10 наиболее популярных направлений для старта бизнеса в Иркутской области, вопросы социального предпринимательства, выбора форм ведения бизнеса и многое другое.
Байкальская международная бизнес-школа ИГУ благодарит Диляру Рамисовну за организацию и проведение мероприятия для студентов! Фото

6.102023

День здоровья

В рамках реализации программы Адаптация первокурсников СПО в учебном подразделении САФ прошел праздник ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ. Участниками мероприятия стали обучающиеся 1-го курса, на базе основного общего образования. Праздник прошел под лозунгом ''Мы за здоровый образ жизни''. Основная цель праздника здоровья - формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью, расширение представлений о факторах, влияющих на его сохранение и улучшение. В этот день студенты старших курсов подготовили интерактивную игру по оказанию первой помощи. Обучающиеся первых курсов приняли активное участие, победители были награждены билетами в кинотеатр ''Cinema Horror Hall''. Фото

5.102023

Проект-исследование

Байкальская международная бизнес-школа ИГУ продолжает проект-исследование, связанное с динамикой и перспективами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области.

Шершитская Элла Игоревна
Практикующий налоговый юрист, создатель и руководитель проекта LOVELLA CANDLES.

Элла Игоревна, Вы уникальный предприниматель - у Вас несколько образований, в том числе юридическое, Вы преподаете и обучаете студентов налоговым инструментам ведения бизнеса, принципам антикризисного управления. Основатель и управляющий собственного бизнеса, который имеет в том числе и социальную направленность. Скажите - чего не хватает сейчас в первую очередь людям, которые хотят начать свое дело?

Э.И.: Не хватает прежде всего знаний. Отсутствие обучающих коротких программ основам предпринимательства снижает количество и качество новых предпринимательских проектов. Люди хотят и стремятся выйти на иной уровень, создавать бизнесы, просто зачастую не знают, как это сделать.

Какие текущие меры поддержки МСП являются актуальными, а какие нет?

Э.И.: Сложно обобщить ответ по данному вопросу. Я все-таки, как юрист и как специалист, постоянно обучающийся сам и обучающий других, могу выделить у широкого слоя предпринимателей непонимание необходимости в обучении на протяжении всей жизни. Что из этого следует? То, что многие инициативы государства в части поддержки МСП не работают. Предприниматели не знают где и что можно получить, а, главное, грамотно применить. И образовалась пропасть. Одни - дают, другие не знают, как и где взять. Каждая сторона остается, что называется, при своих проблемах.

Что необходимо сделать, чтобы бизнес развивался и регистрировался в качестве ООО?

Э.И.: Как юрист в области налогового и предпринимательского права, я взаимодействую с представителями МСП по самому широкому кругу вопросов. Проанализировав наиболее частые запросы, я прихожу к выводу, что у нас отсутствует механизм обучения самым базовым, что ни на есть, основам предпринимательства. Регистрируя ту или иную форму собственности, вновь испеченные собственники бизнеса допускают серьезные ошибки уже на первых этапах деятельности. И, да, тот самый первый шаг - это оптимальный выбор формы собственности, а следом тут же идет выбор системы налогообложения. Что, на мой взгляд, нужно сделать? Просто ввести некий обязательный стандарт обучения буквально в несколько часов по основам предпринимательства. Что в программе?

  • Форма собственности;
  • Система налогообложения;
  • Риски 115-ФЗ;
  • Краткий обзор ГК и НК.

  • По каждому пункту разложить плюсы и минусы. И этого вполне достаточно, чтобы человек, регистрируя бизнес, имел представление не только в части технологии выпечки хлеба или ремонта обуви, но и умел оценивать риски, ответственность, неизбежность взаимодействия с государственными институтами и становился полноправной частью гражданского общества уже как предприниматель.

    Мной создан Консультационный центр, и вопросы, озвученные выше - это как раз то, с чем к нам идут. Но это частная инициатива. А внедрять идею нужно на другом уровне. Как мне кажется, это назревший вопрос. С оглядкой на свои ответы, понимаю, что все сказанное так или иначе перекликается с обучением. Не проформы ради. А живым, отрытым, с освещением волнующих вопросов представителей МСП. Особенно начинающих. Тогда и темы, затронутые в сегодняшней беседе, разрешатся сами собой. Конечно же, возникнут новые. Ведь предпринимательство долгое время жило само по себе, как бы в отрыве от государства. Сейчас наконец наступило время прочного и взаимовыгодного союза и сотрудничества по самому широкому кругу вопросов.


    Познакомиться с ассортиментом проекта LOVELLA CANDLES можно в телеграмм-канале: https://t.me/lovellacandles

    5.102023

    Проект-исследование

    Байкальская международная бизнес-школа ИГУ продолжает проект-исследование, связанное с динамикой и перспективами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области.

    Александр Викторович Клюев
    Управляющий партнер ООО "Клюев консалтинг и коучинг".

    Почему имеет смысл выбрать организационно-правовую форму общество с ограниченной ответственностью?

    А.В.: Общество с ограниченной ответственностью - самая простая и распространенная форма юридического лица, имеющаяся сейчас в законодательстве РФ. Для ведения многих видов коммерческой деятельности предусмотрена необходимость создания юридического лица. ООО среди них самый доступный вариант организационно-правовой формы. Легко создать. Нет сложностей в управлении. Низкий потенциал для корпоративных конфликтов. Большая часть организаций уровня микро, малого и среднего бизнеса, крупного предпочитают другим организационно-правовым формам регистрацию именно в качестве ООО.

    Почему компании закрываются. Что мешает?

    А.В.: За период с 2019 года по 2023 год количество юридических лиц уменьшилось в нашей стране на 410 тысяч, причем количество индивидуальных предпринимателей, наоборот, увеличилось на 360 тысяч.
    Как человек, отработавший в период с 2017 по 2021 годы арбитражным управляющим, могу предложить несколько причин снижения количества юридических лиц.
    Первая - законодатель в последние годы проводил политику ''принуждения бизнеса к добросовестности'': усиливались механизмы привлечения к имущественной ответственности руководителей и собственников юридических лиц; ввелись ограничения для лиц, которые недобросовестно вели себя как учредители и руководители ликвидированных юридических лиц; налоговыми органами велась бескомпромиссная борьба с компаниями-однодневками, которые системно использовались для обналичивания денежных средств. В целом, это можно назвать чисткой рядов. Мне кажется, что уменьшение количества юридических лиц за последние пять лет, в значительной части, не связано непосредственно с уменьшением количества лиц, занимающихся бизнесом.
    Вторая - за период с осени 2020 года по осень 2023 года, количество самозанятых в нашей стране выросло более, чем на 7 миллионов, с 1 миллиона до более 8. Вести таким образом микробизнес намного удобнее. На мой взгляд, основная причина такого взрывообразного роста количества самозанятых не только в том, что законодатель разрешил так работать, но и в том, что развитие информационных технологий вышло на уровень, когда для работы в режиме бизнес-клиент, точнее самозанятый-клиент, появилось несметное количество возможностей.
    Третья - в целом, в мире количество крупных компаний уменьшается, бизнес атомизируется. Для удовлетворения потребителей требуется все меньше иерархий. Сейчас, чтобы вести бизнес, все меньше требуется офис, большое количество работников. Думаю, противостоять таким трендам очень сложно.


    Что может сделать региональная власть, чтобы ООО стало больше?

    А.В.: Я считаю, что региональной власти будет сложно убеждать предпринимателей в необходимости увеличивать количество юридических лиц. Тренды сложились. Ситуация изменилась. Сила изменений настолько велика, что противоборство с ней будет контрпродуктивным.
    Предприниматели сами станут создавать бизнесы в форме юридических лиц, а ранее я уже сказал, что некоторые виды бизнеса можно вести только через юридическое лицо, если в регионе начнут появляться новые бизнес-возможности. Вдобавок, на мой взгляд, нет ничего зазорного в том, чтобы ''переманивать'' юридические лица из других регионов.
    Что конкретно может сделать региональная власть для создания новых бизнес-возможностей в нашем регионе? Региональная власть делает многое. Хочу предложить обратить внимание на две возможности.
    Первая - в сентябре 2023 года в силу вступили поправки к Федеральному закону ''Об особо охраняемых природных территориях'' (ООПТ). Высшая власть РФ и законодатель поставили точку во многих спорах, связанных с ведением хозяйства в национальных парках. Теперь в национальных парках на законных основаниях можно брать в аренду земельные участки для осуществления рекреационной деятельности. Прибайкальский национальный парк огромен. Я не имею сейчас точной информации о том, какие именно территории парка будут предложены арендаторам, однако на таких участках в ближайшие годы мы увидим взрывообразное развитие туристической индустрии. Законодатель разрешил строительство объектов туристической инфраструктуры, что повлечет за собой экономический рост. Думаю, несмотря на то, что ООПТ находятся в федеральном управлении, региональной власти имеет смысл внимательно отнестись к грядущим переменам.
    Вторая - рано или поздно этим придется заняться, если это не будет сделано силами нашего поколения, в любом случае, этим придется заняться нашим детям и внукам. Лучше нам и сейчас.
    Речь о расширении территории города Иркутска. Мой тезис таков - для развития Иркутской области в целом, необходимо взрывообразное развитие города Иркутска. Однако возможности для развития Иркутска в имеющемся масштабе с точки зрения его площади, практически исчерпаны. В Иркутске тесно. Можно вернуться к теме создания агломерации с соединением Иркутска, Ангарска и Шелехова. Можно пойти менее конфликтным путем, через передачу Иркутску некоторых территорий Иркутского, Ангарского, Шелеховского районов.
    С одной стороны, тема расширения территории Иркутска в краткосрочной перспективе может создать некоторое сопротивление местных элит. Но с другой, когда такой проект будет реализован, даст взрывообразный экономический эффект для Иркутской области, принесет пользу стране в целом.


    Познакомиться с работой ООО ''Клюев консалтинг и коучинг'' можно в телеграмм-канале: https://t.me/kluevpro

    5.102023

    Проект-исследование

    Байкальская международная бизнес-школа ИГУ продолжает проект-исследование, связанное с динамикой и перспективами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области.

    Елена Константиновна Савенкова
    Предприниматель со стажем более 20-ти лет,
    основатель ''Montenapoleone'',
    основатель и директор управляющей компании для работы на Wildberries,
    топ-селлер на Wildberries с серьезным оборотом в год.
    В управлении 42 магазина и больше 200 успешно запущенных артикулов.

    Елена Константиновна, Вы много лет в бизнесе и сейчас открываете управляющую компанию для интеграции средств при работе на маркетплейсах. Какую форму ведения бизнеса вы порекомендуете предпринимателю?

    Е.К.: Если сравнивать ИП и ООО, то, несомненно, ИП легче и открыть, и управлять. Учет в деятельности ИП, в том числе бухгалтерский, сводится к формальностям, налоговые режимы (например, патент) проще и с точки зрения налогового учета. Кроме того, у ИП больше налоговых льгот и в разы меньше проблем по работе с наличными средствами.
    Но серьезный минус ИП - нельзя привлечь партнера в бизнес. Если вы хотите расширять свою деятельность, привлекать соинвестора - это возможно только для ООО. Мы, когда создавали управляющую компанию, долго обсуждали данный вопрос - и по законодательству, и по соображениям безопасности для инвестора ООО, как форма коллективных инвестиций, единственный вариант.


    Дайте советы начинающим предпринимателям?

    Е.К.: Первое и основное - надо получить бизнес-образование. Я сама обучилась на нескольких программах дополнительного образования в БМБШ ИГУ и продолжаю повышать свои знания. Это значительно сократит количество времени на разработку стратегии и позволит избежать финансовых ошибок, как в начале пути, так и при развитии бизнеса.
    Второй совет - следить за современными трендами. Во всех сферах бизнеса сегодня электронная коммерция перетягивает из оффлайн-бизнеса деньги как инвесторов, так и клиентов. Цифровизация бизнеса - это не только способ экономии затрат, это способ значительной оптимизации бизнес-процессов.
    Ну и самое главное, личность собственника, управляющего бизнесом, она важна. Инвестор, кроме рентабельности инвестиций, всегда смотрит на команду проекта. Нужно формировать свой личный бренд, это очень помогает в ведении бизнеса. Понятно, что предпринимателю нужно работать над бизнесом и с бизнесом 24/7, про это я даже написала книгу, но ещё надо работать над собой, над своим развитием.


    Что Иркутская область может сделать, чтобы ООО создавались в больших количествах?

    Е.К.: Прежде всего снизить налоговую ставку, как это сделано в других регионах. Упростить отчетность и работу с наличкой для предпринимателей. Например, для нас важной мерой поддержки могло бы стать содействие или софинансирование предоставления коммерческой недвижимости в аренду сроком от 49 лет или на выкуп объектов основных средств.
    Например, у нас, бизнеса ''Montenapoleone'', есть проект создания своей вязальной фабрики в регионе, для того чтобы рабочие места создавались здесь. Мы нашли несколько площадок, на одной из них можно легко восстановить старое здание, но собственники не готовы на долгосрочную аренду, а средств на выкуп у нас пока нет.


    Ссылка на канал, где Е.Г. Савенкова рассказывает про бизнес и дает советы предпринимателям - https://www.youtube.com/@Elena_Savenkova

    5.102023

    Проект-исследование

    Байкальская международная бизнес-школа ИГУ продолжает проект-исследование, связанное с динамикой и перспективами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области.

    Мария Геннадьевна Селянцева
    Директор визового центра ''ОДИНМИР'' в г. Иркутск.

    Мария Геннадьевна, вы в пандемию закрыли бизнес?

    М.Г.: Да, наши услуги визового центра в пандемию стали не актуальными и сегодня мы начинаем все с начала.

    Какие, на Ваш взгляд, меры поддержки необходимы бизнесу?

    М.Г.: Тут даже вопрос не о количестве мер поддержки, а об осведомленности предпринимателей. Да, на уровне региона предлагается много, но обычно об этом знают ограниченное количество людей, и многие предприниматели просто вообще не осведомлены об этих мерах поддержки, либо им приходится обивать пороги администраций и комитетов, чтобы добиться и узнать о том, что такие меры поддержки существуют и ими можно воспользоваться.

    Какая мера необходима в первую очередь?

    М.Г.: Нужны, конечно же, налоговые льготы начинающим предпринимателям. Потому что у нас действительно достаточно сложная система налогообложения и отчётность. На сегодняшний день, я знаю, что в ряде регионов запустили пилотный проект, где можно открывать ООО, но с очень простой системой налогообложения, аналогичной самозанятым.
    Самозанятым в разы проще - не надо сдавать сложную отчетность, достаточно по каждой сделке перечислять разовый платеж. Конечно, большая часть бизнесов перетекает именно в эту форму работы. Я считаю, что упрощение работы для предприятий в плане налогового законодательства поможет как вновь открывающимся ООО, так и действующим ООО, если это будет введено повсеместно. Пока непонятно как себя покажет этот проект, но он, безусловно, интересный.


    То есть можно говорить о том, что нужно упрощение работы либо аутсорсинг такой работы?

    М.Г.: Да. Сейчас часть малого бизнеса переходит работать из ''фактического офиса'' в социальные сети, и тут тоже есть проблемы у предпринимателей. Им нужны либо курсы, либо консультации по ведению, например тех же групп в ВК. Самому предпринимателю, который в принципе 12 или 16 часов занимается непосредственно управлением бизнесом, оказанием услуг, производством продукции, не хватает свободного времени разобраться, как работают социальные сети, найти информацию, узнать, как эту группу вести, как выложить товары на витрину маркетплейса и так далее. Особенно если это не специфика твоего бизнеса, а новое направление, новый канал сбыта, в этом надо разобраться и разобраться тщательно. Поэтому я считаю, что интересно было бы сделать такие профессиональные консультации или курсы для предпринимателей по ведению социальных сетей, бизнесу в виртуальности.

    Это обучение. А меры поддержки, которые ''можно потрогать''?

    М.Г.: Я думаю, что нужны льготные кредиты на развитие бизнеса, социальные контракты, гранты, субсидии, но не только в те отрасли, которые сейчас приоритетны для государства, такие как сельское хозяйство или медицина (даже если речь идет про открытие аптеки). Таким предпринимателям, как мы, такая помощь тоже нужна.
    На примере своего бизнеса честно скажу - нам сейчас нелегко, потому что поездки за границу стали сложнее и дороже, и вообще оформление виз стало достаточно непростым делом и не каждому получается помочь. Мы тоже хотим развиваться, мы тоже хотим масштабироваться, потому что это и увеличение количества рабочих мест и рост отчислений в бюджет. Поэтому нам тоже такие меры поддержки необходимы.


    А получить содействие в получении визы или консультацию можно по следующим адресам:
    http://visa-odinmir-irkutsk.tilda.ws
    https://vk.com/visa_odinmir_irkutsk

    5.102023

    Проект-исследование

    Байкальская международная бизнес-школа ИГУ продолжает проект-исследование, связанное с динамикой и перспективами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области.

    Илья Маркович Афраймович
    Предприниматель, консультант,
    представитель Союза торговых центров: Россия, Белорусия, Казахстан в Иркутской области и Республике Бурятия.

    Илья Маркович, вы как консультант расскажите - какие внешние факторы влияют сегодня на малый и микробизнес?

    И.М.: Выделим две основные проблемы. Первая и важная проблема, стоящая перед микро и малым бизнесом на сегодняшний день. это крайне низкий курс национальной валюты. С одной стороны, для экспортеров и бюджета в целом это выгодно - идет прирост рублевой выручки. Но доля экспортеров среди компаний малого и микробизнеса ничтожно мала. Для остальных - низкий курс рубля оказывает прямое влияние на закупочные и, как итог, на розничные цены для бизнеса, тем самым снижая объемы возможного спроса у конечных потребителей.
    Вторая проблема - это высокая (заградительная) стоимость кредитования. Большинство микро и малых бизнесов в принципе не могут существовать на низком обороте: им необходимо развитие для сокращения доли постоянных затрат в конечной цене. В ситуации, когда развитие невозможно без привлечения заемного капитала, многие предприниматели сворачивают деятельность - при текущих ставках Центрального банка, которые немедленно отражаются в ставках кредитования, заемное финансирование просто не окупится.


    Таким образом, малый бизнес не может развиваться, а может только стагнировать?

    И.М.: Всё верно. Бизнес не может жить без развития. И тут решением могли бы стать региональные программы субсидированного кредитования для надежных заемщиков. Такие программы есть для крупного бизнеса и, если перераспределить часть программ на субъекты малого бизнеса, это могло бы частично снять с предпринимателей кредитную нагрузку, позволив сосредоточиться на развитии бизнеса.

    Раз мы заговорили о возможных мерах поддержки, что еще мог бы сделать регион?

    И.М.: Существенным фактором повышения привлекательности Иркутской области как гавани для ООО и, в целом, для микро и малого бизнеса могло бы быть снижение налоговой нагрузки по примеру Республики Бурятия или Чеченской Республики (УСН 1%). Я знаю примеры среди иркутских предпринимателей, когда юридический адрес (и даже адрес по прописке) переоформляется в регион с пониженной ставкой УСН, и, хотя предприниматель фактически работает в Иркутске и области, этот УСН идет в бюджет другого региона.

    5.102023

    Проект-исследование

    Байкальская международная бизнес-школа ИГУ продолжает проект-исследование, связанное с динамикой и перспективами развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области.

    Борис Викторович Сольский
    Доцент кафедры стратегического и финансового менеджмента БМБШ ИГУ,
    к.э.н., бизнес-консультант,
    консультант по налогообложению.

    Борис Викторович, мы много говорили уже о проблемах предпринимателей - это санкции, налоги, конкуренция и нехватка мер поддержки. Это внешние факторы влияния. А есть какие-то внутренние факторы, влияющие на эффективность работы предприятий?

    Б.В.: Любое предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект. Но это обязательно управляемый субъект. Предприятие без управления, как парусник без руля и ветрил, который плывёт себе по воле ветра и течений, но плывёт совсем не туда, куда надо и только до первых рифов. Чтобы предприятие работало и работало эффективно - им необходимо эффективно управлять. А кто управляет предприятием? Директор, капитан. Вы представляете капитана корабля без специальных знаний? Нет? А вот в бизнесе представить директора без специальных знаний легко. И скажу больше - так бывает гораздо чаще, чем хотелось бы.

    Чем это подтверждается?

    Б.В.: У нас ведь как - считается, что ''Любая кухарка может управлять государством''. В России нет перечня квалификационных требований к директорам предприятий. Реалии таковы, что, по желанию собственника, должность директора может занять (и часто занимает) человек без специального образования, а то и сам собственник. Кстати, слоган ''про кухарку'' в СССР приписывали В.И. Ленину, видимо для повышения значимости ''управления''. Хотя, на самом деле, В.И.Ленин говорил ровно наоборот: в работе ''Удержат ли большевики власть'' он писал, что ''НЕ смогут любая кухарка и чернорабочий немедленно приступить к управлению государством''. Я ещё раз хочу подчеркнуть: управлять предприятием без специальных знаний директора - это рассчитывать на известный по русским сказкам ''авось''. Но здесь он не поможет.

    Вы говорите про частую управленческую неграмотность директоров, но бизнес-то работает. Как так?

    Б.В.: Потому, что кроме плохого директора есть неплохие менеджеры среднего звена, которые иногда понимают больше директора и этим компенсируют неграмотность своего шефа.

    Про какие обязательные знания директората идёт речь?

    Б.В.: Как минимум, про основополагающие знания российского законодательства: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс. Это - три кита, на которых стоит успех и безопасность бизнеса. Про классический кейс управленца - управленческий цикл Эмерсона - Файоля- Шухарта и Деминга, менеджмент Ицхака Адизеса, бюджетирование Роберта Киосаки. Про структурную самоорганизацию - это когда управленцу помогает управлять сама структура предприятия. И многие его проблемы уходят на нижний уровень и там решаются достаточно эффективно. Пускать на самотёк образование директоров нельзя - да, неэффективно управляемые компании уйдут с рынка, останутся эффективные, но это очень долго будет происходить.

    И что Вы предлагаете?

    Б.В.: Создать в Иркутской области постоянно действующий институт профессиональных управленцев и кадровый резерв таких управленцев. В России такой институт есть - это проект ''Лидеры России''. Но это Россия. А области нужны свои кадры. У нас есть достаточный опыт реализации программ бизнес-образования, чтобы быстро запустить такой проект.

    Получить бесплатную консультацию и узнать, какие сервисы в части бухгалтерского учета нужны управленцу, можно по ссылке http://agentaudit.ru

    Подписаться на новости